Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 6.5 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит специальную по отношению к ст. 6.3 норму, имеющую своей целью охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Предметами рассматриваемого правонарушения являются питьевая вода и системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

2. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.

С 1 января 2002 г. введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г., с изменениями, внесенными Постановлением указанного выше должностного лица от 7 апреля 2009 г. N 20 "Об утверждении СанПин 2.1.4.2496-09". Указанным Постановлением утверждены Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (РГ 2009. 20 мая). Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Адресованы эти правила индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, деятельность которых связана не только с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, но и с проектированием и строительством таких систем. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения установлены в "Гигиенических требованиях к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г. и введенных в действие с 1 марта 2003 г. (БНА ФОИВ. 2003. N 5).

Кроме того, его же Постановлением от 5 июня 2003 г. N 123 были утверждены соответственно "Гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования в зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия. ГН 2.1.5.1373-03" (РГ. 2003. 19 июня).

3. В данной статье содержится формальный состав административного правонарушения, которое считается оконченным с момента нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Учитывая опасность нарушения указанных санитарно-эпидемиологических требований для жизни и здоровья людей, законодатель счел необходимым ввести такую особую меру административного наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста дней (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ; см. также комментарий к ст. 3.12 КоАП РФ).

4. С субъективной стороны нарушение санитарных правил может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Субъект правонарушения - гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.

6. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), и судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1), поскольку назначение наказания в виде административного приостановления деятельности возложено также на судей.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 6.5 КоАП РФ

1. При применении комментируемой статьи следует иметь в виду, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении соответствующего правонарушения, если по обстоятельствам дела будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В противном случае основания для привлечения к ответственности будут отсутствовать.

Так, ООО "Управляющая компания "Новэк" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарске от 20.07.2010 N 164 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.5 КоАП РФ. Решением суда от 27.10.2010 заявленное требование было удовлетворено, при этом суд учел следующие обстоятельства.

Как следовало из материалов дела, в ходе проведенной Управлением внеплановой выездной проверки было выявлено несоответствие температуры горячей воды в водоразборных кранах ванных и кухонных помещений жилого дома, обслуживаемого ООО "УК "Новэк", требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, на основании чего общество было привлечено к административной ответственности. Вместе с тем административным органом не было принято во внимание то, что ООО "УК "Новэк" (абонент) и ООО "Коммунальные технологии" (энергоснабжающая организация) заключили договор снабжения тепловой энергией, согласно которому энергоснабжающая организация обязывалась поддерживать среднесуточную температуру подающей сетевой воды на выходных коллекторах источника теплоснабжения в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления температурным графиком с отклонениями + 3 процента. Установив нарушение температурного режима, управляющие компании города Новочебоксарска известили административные органы города о несоответствии поступающей в распределительную сеть города температуры горячей воды требованиям санитарных норм. По итогам совещания при главе администрации города Новочебоксарска от 10 июня 2010 года была проведена техническая и экономическая оценка перевода на летнее обеспечение города Новочебоксарска ГВС по циркуляционной системе, в ходе которой было установлено, что причиной несоответствия температуры горячей воды п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 являлось отсутствие циркуляции теплоносителя в системе горячего водоснабжения в городе Новочебоксарске. Таким образом, ООО "УК "Новэк" не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности (см. подробнее Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.03.2011 по делу N А79-7890/2010).

2. В то же время отношения по привлечению к административной ответственности в соответствии с комментируемой статьей не оказывают влияния на гражданско-правовые отношения, возникающие между управляющими организациями и потребителями коммунальных услуг по хозяйственно-бытовому водоснабжению. При этом отсутствие оснований для привлечения управляющих организаций к административной ответственности в соответствии с данной нормой не является поводом для освобождения от обязанности оказывать жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу горячего водоснабжения надлежащего качества, а также от ответственности за выбор контрагента - ресурсоснабжающей организации (см. подробнее Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 N 15417/11 по делу N А79-7518/2010).