Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 6.4 КоАП РФ
1. Комментируемая статья содержит специальную по отношению к ст. 6.3 Кодекса норму. Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные помещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубопроводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщений.
2. В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям, включая их содержание (ст. 23), а также к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24).
Конкретизацию положения данного Закона получают в федеральных санитарных правилах (о понятии - см. п. 3 комментария к ст. 6.3 настоящего Кодекса). Так, 15 декабря 2000 г. главным государственным санитарным врачом РФ были утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1002-00, введенные в действие с 1 июля 2001 г., а 8 апреля 2003 г. он же утвердил Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, начавшие действовать с 15 июня 2003 г. (РГ. 2003. 5 мая).
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 4 апреля 2003 г. N 31 были утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03, вступившие в действие с 1 июня 2003 г. (РГ. 2003. 17 апр.), относящиеся к эксплуатации транспорта. Примером санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, относящихся к сооружениям спортивно-оздоровительного назначения, являются СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. N 4 и введенные в действие с 1 мая того же года (РГ. 2003. 27 февр.).
3. Санитарно-эпидемиологический надзор при эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с санитарным законодательством Приказом Минздравсоцразвития России от 19 октября 2007 г. N 658 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг (с изм. и доп.).
4. Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем как действия, так и бездействия.
5. Субъект правонарушения - гражданин, достигший возраста 16 лет, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
6. Субъективную сторону данного правонарушения составляет умышленная или неосторожная вина.
7. Дела об этих правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по надзору и контролю в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), и судьи, если на их рассмотрение будут переданы дела об административных правонарушениях в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 6.4 КоАП РФ
1. При применении комментируемой статьи необходимо исходить из того, что ответственность может быть возложена на гражданина, должностное или юридическое лицо при наличии полного состава административного правонарушения. Не допускается привлечение к административной ответственности по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта при отсутствии (недоказанности) вины.
Так, директор муниципального образовательного учреждения "СОШ N 5" был привлечен к административной ответственности Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области по ст. 6.4 КоАП РФ в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений школы, выразившимся в отсутствии ремонта (кровли зданий, спортивного зала, коридора). Постановление было обжаловано в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что собственником имущества школы является администрация района "Сокольский", из бюджета которого финансируется школа. Директор МОУ "СОШ N 5" неоднократно обращался к администрации с просьбой о выделении необходимых средств для ремонта школы, однако получил отказ. Учитывая данное обстоятельство, суд пришел к выводу о том, что вина указанного должностного лица в совершении административного правонарушения отсутствует. Дело об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения (см. подробнее Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N 09АП-36414/2013).
2. Особое значение имеет правильное определение субъекта административной ответственности, наступающей в соответствии с комментируемой статьей. Для определения такого субъекта необходимо установить, кто конкретно несет обязанности, связанные с эксплуатацией жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Неправильное определение субъекта административной ответственности является основанием для отмены постановления о назначении административных наказаний и прекращения производства по делу.
Так, ООО "Алан" было привлечено Управлением Роспотребнадзора по Амурской области к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП в связи с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого здания. Решением суда постановление Управления о назначении административного наказания было отменено в связи с тем, что ответственность за эксплуатацию жилого здания, как было установлено судом, возлагалась на другое юридическое лицо (МУП "Жилсервис"), а ООО "Алан" состояло с этим лицом в гражданско-правовых отношениях (отношениях, вытекающих из договора подряда) (см. подробнее письмо Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32 "О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора").
3. Санкция комментируемой статьи содержит в себе два вида наказаний - штраф и административное приостановление деятельности, при выборе которых следует исходить из фактических обстоятельств дела.
Так, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области было возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении муниципального медицинского учреждения "Городская клиническая больница N 2" в связи с установлением факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений пищеблока родильного отделения. Материалы дела были переданы в суд для назначения наказания в виде приостановления деятельности родильного отделения больницы. При рассмотрении дела в суде было установлено, что больница принимает меры по устранению выявленных нарушений, главный врач неоднократно обращался в соответствующие инстанции с просьбами о выделении денежных средств для проведения ремонтных работ. При назначении административного наказания в виде штрафа суд исходил также из того, что больница является социально-значимым объектом, и приостановление деятельности родильного отделения может привести к переполнению оставшихся в городе Самаре 4 родильных домов, а также к срыву государственного заказа на оказание бесплатной медицинской помощи во время беременности и родов женщинам и новорожденным детям (см. подробнее письмо Роспотребнадзора от 21.04.2009 N 01/5288-9-32 "О направлении справки о практике применения норм КоАП должностными лицами органов Роспотребнадзора").