Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 436-ФЗ.

Комментарий к статье 6.6 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит специальную по отношению к ст. 6.3 норму, предусматривающую ответственность за правонарушение, посягающее на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в связи с организацией общественного питания.

2. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" требует выполнения санитарных правил при организации питания населения в специально оборудованных местах. Такие санитарные правила содержатся в нормативном акте "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденном главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г. (БНА ФОИВ. 2002. N 1). См. также Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля".

3. Объектами правонарушения выступают здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, предметами - специально оборудованные места для организации питания населения (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.).

4. Состав правонарушения сформулирован как формальный и заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, которое может быть совершено путем как действия, так и бездействия. В целях повышения ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушения соответствующих правил в сфере общественного питания, поскольку такие нарушения могут представлять угрозу здоровью и жизни людей, ныне предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

5. Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.

6. Субъект правонарушения - достигший 16-летнего возраста гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), или судьями, если на их рассмотрение будет передано решение вопроса о применении наказания в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 6.6 КоАП РФ

1. Субъектом ответственности, наступающей в соответствии с комментируемой статьей, являются специализированные организации питания населения. Указанное обстоятельство необходимо учитывать во избежание правоприменительных и судебных ошибок.

Так, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 15 Отрадно-Кубанского муниципального образования Гулькевичский район, с. Отрадно-Кубанское" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах, г. Гулькевичи о привлечении к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ в виде административного штрафа. Решением суда заявленные требования были удовлетворены.

По результатам проверки, проведенной на основании экстренных извещений о заболевании детей, посещающих 1 "а" и 1 "б" классы СОШ N 15 (диагноз - острый гастроэнтерит), было установлено, что образовательная организация допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях", а именно: в пищеблоке школы разделочный инвентарь для сырой и готовой продукции хранился в одном решетчатом деревянном стеллаже над рабочим столом в горячем цехе, уборочный инвентарь был не доукомплектован, швабры, ведра, ветошь для мытья пола не имели четкой маркировки, хранились на улице, отсутствовала щетка для сметания хлебных крошек с полок для хранения хлеба, не была организована централизованная стирка специальной санитарной одежды для персонала пищеблока, быстрозамороженные блюда (пельмени) хранились в камере с нарушением температурного режима, установленного производителем (-10 градусов C).

Отменяя постановление административного органа о привлечении образовательного учреждения к административной ответственности за данные нарушения по ст. 6.6 КоАП РФ, суд исходил из того, что учреждение является некоммерческим муниципальным средним общеобразовательным учреждением и осуществляет обучение и воспитание детей, что отражено в его уставе. Таким образом, учреждение не является специализированным юридическим лицом организации питания населения, следовательно, административная ответственность должна наступать по ст. 6.7 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. Вышестоящими инстанциями решение оставлено в силе (см. подробнее Определение ВАС РФ от 02.03.2011 N ВАС-2166/11 по делу N А32-10935/2010-58/184-78АЖ).

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, а также судами в случае передачи таких дел на рассмотрение судье. Следует иметь в виду, что в отличие от ранее действующего законодательства ст. 23.3 КоАП РФ не относит рассмотрение дел данной категории к компетенции органов внутренних дел (полиции).