Статья 5.9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности

Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 5.9 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Непосредственным объектом являются правила рекламирования предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций.

2. Правила рекламирования предпринимательской и иной деятельности участников избирательного процесса (процедуры подготовки и проведения референдумов) отражены в законодательстве РФ и ее субъектов о выборах и референдумах (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).

3. В указанных актах (например, п. 4 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 4 ст. 56 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и др.) в качестве одной из гарантий недопустимости злоупотребления правом на проведение агитации содержится положение о том, что в ходе избирательной кампании, при проведении референдума реклама коммерческой (предпринимательской) и иной не связанной с выборами и референдумом деятельности ряда лиц подлежит некоторым ограничениям. Это касается кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются указанные лица и организации.

Оплата рекламы предпринимательской и иной деятельности названных лиц в рамках эфирного времени или печатной площади производится исключительно из средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума). При этом во всех рекламных материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации.

В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

4. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии), нарушающих требования и ограничения при рекламировании предпринимательской и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, других лиц и организаций, например оплата рекламы не из средств избирательного фонда.

5. Субъектами правонарушения могут являться как граждане, так и должностные лица, допускающие указанные нарушения (например, должностные лица средств массовой информации, организаций, учрежденных избирательными объединениями), а также юридические лица - периодические печатные издания, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, избирательные объединения, организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители.

6. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.9 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом данного нарушения выступают отношения по проведению агитации в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Непосредственный объект - установленные законом правила, ограничивающие рекламирование предпринимательской и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций в период агитационной кампании при проведении выборов.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Но в нем (ч. 11 ст. 5) сказано, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования российского законодательства.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ ограничивает условия рекламы предпринимательской и иной деятельности в период проведения выборов для некоторых рекламодателей и распространителей рекламы, участвующих в агитационной кампании в качестве кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций. В п. 4 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ содержится положение о том, что в ходе избирательной кампании (кампании референдума) оплата рекламы коммерческой (в т.ч. предпринимательской) и иной (не связанной с выборами и референдумом) деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата (члена или уполномоченного представителя инициативной или иной группы участников референдума), а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата (список кандидатов), осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума). В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

Понятие предпринимательской деятельности дано в ч. 1 ст. 2 ГК РФ. Иной деятельностью кандидатов, других указанных в комментируемой статье лиц, можно считать упоминаемую в разных законах преподавательскую (педагогическую), научную, творческую, благотворительную и иную социально полезную деятельность (работу, службу, достижения и награды).

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии), нарушающих вышеуказанные требования и ограничения в период проведения выборов (референдума). При этом для оценки объективной стороны правонарушения не имеют значения виды, формы и способы проводимой рекламы (по радио, телевидению, в периодических печатных изданиях, на печатных, аудиовизуальных и иных материалах, в форме наружной рекламы и др.). На практике чаще всего имеют место нарушения, выражающиеся в долгосрочной рекламной кампании, оплаченной не из средств избирательного фонда и захватывающей период проведения выборов.

Данное административное правонарушение считается оконченным с момента начала рекламирования предпринимательской или иной деятельности. Учитывая, что нередко подобные правонарушения носят длящийся характер, следует иметь в виду, что сроки давности привлечения к административной ответственности нужно исчислять со дня обнаружения проступка (см. ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

3. Субъектами правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты в депутаты), так и должностные лица (например, руководители организаций, выпускающих средства массовой информации). В качестве юридических лиц субъектами данного правонарушения могут быть различные коммерческие и некоммерческие организации, например, организации, осуществляющие теле- и(или) радиовещание, или выпускающие периодические печатные издания, избирательные объединения (политические партии и их региональные отделения), организации, занимающиеся наружной рекламой или иной рекламной деятельностью, и др. Иногда среди таких юридических лиц встречаются организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители.

4. Характеризуя субъективную сторону, следует отметить, что данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Чаще всего виновный совершает правонарушающее действие в форме прямого либо косвенного умысла. В то же время характер правонарушения (т.е. действия по распространению рекламной информации о гражданине - кандидате или о политической партии - избирательном объединении) не исключает неосторожную форму вины (например, по незнанию, по забывчивости).