Нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в средствах массовой информации -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на избирательные объединения, на иных юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Примечание. Утратило силу с 7 августа 2006 года - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ
Комментарий к статье 5.8 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством, законами субъектов РФ.
2. Общий порядок и правила проведения предвыборной агитации и, в частности, условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в том числе условия проведения этой агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, определяются законодательством РФ (см. Федеральные законы от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. ст. 48 - 52); от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. ст. 49 - 53); от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. ст. 55 - 62) и Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" (ст. ст. 65 - 67) - см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).
3. Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидатов (списки кандидатов) или против них.
Агитация по вопросам референдума - это деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддерживать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Агитация при проведении выборов и референдума может осуществляться в том числе на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, через периодические печатные издания.
4. Субъекты, перечисленные в диспозиции комментируемой статьи, обязаны соблюдать установленный законом порядок и условия при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях. В частности, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения не вправе использовать предоставленное им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения (кроме агитации за других кандидатов, выдвинутых этим же избирательным объединением). См. также п. 5 комментария к ст. 5.12.
5. Лицам, замещающим государственные должности или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности. Ответственность названных лиц за нарушение правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума установлена также ст. 5.11 (см. комментарий к ней).
6. Политическая партия в случае выдвижения ею кандидата (списка кандидатов) и последующей их регистрации избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования должна опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном периодическом печатном издании, а также в Интернете.
7. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии), повлекших нарушение перечисленных и иных установленных законодательством условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума через средства массовой информации.
8. Субъектами данного правонарушения могут быть лица, прямо указанные в комментируемой статье: кандидаты, избирательные объединения, члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, инициативной агитационной группы, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений или иные привлеченные к агитационной деятельности граждане, лица, замещающие государственные должности или выборные муниципальные должности.
9. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
10. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (п. 1 ч. 5 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.8 КоАП РФ
1. Общим объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых - отношения по проведению предвыборной агитации, являющиеся родовым объектом этого нарушения. Непосредственный объект - установленные законом порядок и условия предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) на каналах организаций, осуществляющих теле- и(или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.
2 Объективная сторона правонарушения со стороны указанных в комментируемой статье лиц выражается в конкретных действиях (бездействии), повлекших нарушение установленных законодательством норм, регулирующих порядок и условия проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.
Общий порядок и условия проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), в том числе на каналах организаций, осуществляющих теле- и(или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. ст. 48 - 52, 56), другими федеральными и региональными законами о выборах и референдумах.
На практике часто возникает вопрос, являются ли те или иные правонарушающие действия предвыборной агитацией (агитацией по вопросам референдума)? Ответ на этот вопрос для правильной юридической оценки совершенных действий приходится искать, обращаясь к определению соответствующего понятия, данному в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. В нем под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов, списки кандидатов) или против него (них) (см. также п. п. 2 и 2.1 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Агитация по вопросам референдума - соответственно, аналогичная деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддерживать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением, представителем инициативной или иной группы участников референдума до предоставления эфирного времени, печатной площади (п. 11 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Расходы на проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов (фондов референдума) в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств фондов других кандидатов или избирательных объединений, запрещается (п. 5 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Политическая партия, выдвинувшая кандидатов (список кандидатов), которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 10 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица (за некоторыми исключениями - см. п.п. "а" - "д" ч. 9 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения не вправе использовать предоставленное им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения (кроме агитации за других кандидатов, выдвинутых этим же избирательным объединением) (п. 2 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной и иных групп по проведению референдума в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет) не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается также агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения (п. 1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
- распространения призывов голосовать против кандидата (кандидатов), списка (списков) кандидатов;
- описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
- распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
- распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов (п. 5.2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что для объективной стороны анализируемого правонарушения характерны действия (а не бездействие) указанных в комментируемой статье лиц. Правонарушение считается оконченным с момента совершения нарушения порядка и условий агитации.
3. Субъектами данного правонарушения могут быть лишь лица, участвующие в предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) на каналах организаций, осуществляющих теле- и(или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях. Среди названных в данной статье есть как физические лица (граждане), так и юридические лица. Физические лица (включая должностных лиц) - это кандидаты, члены или уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений или иные привлеченные к агитационной деятельности граждане (например, доверенные лица), а также лица, замещающие государственные должности (например, губернатор субъекта РФ) или выборные муниципальные должности (например, мэр города, глава района и т.п.).
Юридические лица - это, прежде всего, избирательные объединения (которыми в настоящее время являются, в основном, политические партии) либо иные общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке.
Судя по перечню субъектов, данное правонарушение совершается в основном участниками избирательного процесса - кандидатами, избирательными объединениями и др., использующими в период избирательной кампании средства массовой информации (СМИ) - организации теле- и (или) радиовещания и периодические печатные издания. Что касается ответственности должностных лиц и работников (журналистов) самих средств массовой информации, то она комментируемой статьей не предусмотрена, нарушения ими правил агитации, в частности опубликования (обнародования) агитационных материалов в СМИ и Интернете, влечет административную ответственность по ст. 5.10 и ч. 1 ст. 5.5 КоАП РФ.
4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется главным образом наличием умышленной формы вины. В то же время данное правонарушение может быть совершено и по неосторожности (например, из-за незнания действующих правил и ограничений).