Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ
Комментарий к статье 5.10 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), законами субъектов РФ.
2. Определения понятий предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума даны в п. 4 комментария к ст. 5.8.
3. Гражданам, общественным объединениям, политическим партиям и другим субъектам указанное законодательство обеспечивает право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) при соблюдении ее условий. В частности, установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (например, ст. 49 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.
Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования.
Ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, комиссий референдума, помещений для голосования и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания агитационные печатные материалы могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
4. Законодательством РФ о выборах и референдумах устанавливаются не только сроки проведения агитации, но и оговариваются места, запрещенные для проведения агитации посредством массовых мероприятий - собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и других мероприятий (п. 10 ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
О размещении печатных агитационных материалов см. комментарий к ч. 2 ст. 5.12.
5. Объективная сторона правонарушения заключается в действиях по проведению агитации с нарушением правил относительно времени или места ее проведения, т.е. проведение агитации вне агитационного периода (с ноля часов по местному времени за сутки до дня голосования и в день голосования), а также проведение агитации в запрещенных местах - в воинских частях или воинских организациях, в помещении избирательных комиссий и т.д.
6. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, осуществляющие незаконную агитационную деятельность, так и должностные лица, разрешившие, например, проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в месте, где ее проведение запрещено законом. Также введена ответственность и юридических лиц - организаций, осуществляющих или допустивших предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума) вне агитационного периода.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях составляют члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3), должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.10 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект данного правонарушения - отношения по поводу проведения агитации в ходе избирательной или референдумной кампании. Непосредственный объект - установленные законом правила, касающиеся времени и места агитации, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) вне агитационного периода и в местах, где ее проведение законодательно запрещено.
Гражданам и общественным объединениям (в том числе, политическим партиям) избирательное законодательство гарантирует право свободного проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в допускаемых законом формах и законными методами. В порядок предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), установленный Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (гл. VII, ст. ст. 48 - 56), включены нормативные требования и ограничения, касающиеся времени и места агитации.
В частности, законом установлены сроки проведения агитации при проведении выборов и референдумов (в том числе сокращенные для агитации в средствах массовой информации). Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических платных изданиях начинается за 28 дней до голосования и прекращается также в ноль часов за сутки до дня голосования. В день голосования и в предшествующий ему день проведение агитации запрещается (п. п. 1 - 3 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Законодательство о выборах и референдумах не содержит перечня мест (имеется в виду - зданий, помещений, площадок), где запрещено проведение агитации, проводимой посредством публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами). Однако логично предположить, что такими местами являются здания и помещения, занимаемые на правовых основаниях органами, учреждениями и организациями, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума). В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ к таким отнесены:
- органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления;
- воинские части, военные учреждения и организации;
- благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации;
- избирательные комиссии (комиссии референдума);
- иностранные юридические лица;
- международные организации и международные общественные движения.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ запрещает вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54). Но нарушение данных запретов не влечет ответственность по комментируемой статье. Состав подобного административного правонарушения предусмотрен ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ.
Что касается порядка, условий, времени и мест проведения публичных мероприятий вне зданий и помещений - на улицах и площадях (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований), то это регламентируется не избирательным (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а иным специальным законодательством (см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, нарушения при проведении публичных мероприятий влекут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ, под действие комментируемой статьи они не подпадают (даже если эти мероприятия проводятся в период избирательной кампании (кампании референдума).
2. Объективная сторона правонарушения заключается в агитационных мероприятиях и действиях, осуществляемых с нарушением вышеуказанных запретов и ограничений относительно времени или мест их проведения (но в рамках общего периода избирательной кампании - см. п. п. 19, 34 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Если агитация проводится после окончания выборов (референдума), то такая деятельность не охватывается объективной стороной состава данного правонарушения.
3. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане (например, кандидаты, доверенные лица кандидатов, осуществляющие незаконную агитационную деятельность), так и должностные лица (например, разрешившие проведение предвыборного агитационного собрания в помещении, где его проведение по закону недопустимо). Ответственность по комментируемой статье могут нести и юридические лица (см. ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 КоАП РФ), например благотворительные или религиозные организации, осуществившие или допустившие незаконную агитацию в своем помещении).
4. Субъективная сторона правонарушения выражается в умышленной форме вины, так как агитация совершается осознанно и целенаправленно. Невозможно представить агитацию, проводимую по неосторожности (см. ст. 2.2 КоАП РФ).