(Наименование в редакции, введенной в действие с 22 июня 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ.
1. Непроведение проверки или несвоевременное проведение по требованию субъекта кредитной истории проверки бюро кредитных историй информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Незаконный отказ бюро кредитных историй в исправлении недостоверной информации или неисполнение обязанности по исправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 1 июня 2005 года Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 219-ФЗ)
Комментарий к статье 5.54 КоАП РФ
1. Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ КоАП РФ дополнен комментируемой статьей.
2. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (с изм. и доп.) порядок проведения бюро кредитных историй проверки информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), и порядок исправления бюро кредитных историй недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете).
3. Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона "О кредитных историях" и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй (подробнее см. комментарий к ст. 5.53).
4. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в непроведении бюро кредитных историй по требованию субъекта кредитной истории проверки информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), или нарушении сроков проведения такой проверки.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 комментируемой статьи, состоит в незаконном отказе бюро кредитных историй исправить недостоверную информацию, содержащуюся в кредитной истории (кредитном отчете), или в иной форме неисполнения бюро кредитных историй обязанности по исправлению недостоверной информации в кредитной истории (кредитном отчете).
Порядок и сроки проведения бюро кредитных историй проверки информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), а также порядок исправления им недостоверной информации в кредитной истории (кредитном отчете) предусмотрены в ст. 8 Федерального закона "О кредитных историях".
5. Субъект кредитной истории вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в бюро кредитных историй, в котором хранится указанная кредитная история, заявление о внесении в нее изменений и (или) дополнений. Бюро кредитных историй в течение 30 дней со дня получения указанного заявления обязано провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у источника формирования кредитной истории. На время проведения такой проверки в кредитной истории делается соответствующая пометка.
Бюро кредитных историй обновляет кредитную историю в оспариваемой части в случае подтверждения заявления субъекта кредитной истории о внесении изменений и (или) дополнений в эту кредитную историю или оставляет кредитную историю без изменения. О результатах рассмотрения указанного заявления бюро кредитных историй обязано в письменной форме сообщить субъекту кредитной истории по истечении 30 дней со дня его получения. Отказ в удовлетворении указанного заявления должен быть мотивированным.
Бюро кредитных историй не обязано проводить в дальнейшем проверку ранее оспариваемой, но получившей подтверждение информации, содержащейся в кредитной истории.
Субъект кредитной истории вправе обжаловать в судебном порядке отказ бюро кредитных историй в удовлетворении заявления о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю, а также непредоставление в тридцатидневный срок письменного сообщения о результатах рассмотрения его заявления.
6. Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица - бюро кредитных историй, а также виновные должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях, имеющих статус бюро кредитных историй (см. примечание к ст. 2.4).
7. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
8. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.54 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный законом порядок формирования, хранения и использования кредитных историй и права их субъектов.
Соответствующие отношения (в том числе касающиеся проведения проверки информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ. Проведение бюро кредитной истории такой проверки является гарантией достоверности соответствующей информации, составляющей кредитную историю, и способствует надлежащему исполнению заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), усилению защищенности кредиторов и заемщиков, повышению эффективности работы кредитных организаций.
Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.
Участниками названных отношений являются субъекты кредитных историй, пользователи кредитных историй, бюро кредитных историй и иные физические и юридические лица. Бюро кредитных историй является зарегистрированным в соответствии с законом юридическим лицом - коммерческой организацией, оказывающей услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Субъект кредитной истории - физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ субъект кредитной истории (физическое или юридическое лицо, являющееся заемщиком по договору займа (кредита), вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в бюро кредитных историй хранящее указанную кредитную историю заявление о внесении в нее изменений и (или) дополнений. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ обязывает бюро кредитных историй провести в установленном порядке в течение 30 дней проверку информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), и осуществить исправление обнаруженной недостоверной информации (ст. 8).
Бюро кредитных историй обновляет кредитную историю в оспариваемой части в случае подтверждения заявления субъекта кредитной истории о внесении изменений и (или) дополнений в эту кредитную историю или оставляет кредитную историю без изменения. О результатах рассмотрения указанного заявления бюро кредитных историй обязано в письменной форме сообщить субъекту кредитной истории по истечении 30 дней со дня его получения. Отказ в удовлетворении указанного заявления должен быть мотивированным (ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в бездействии (или действии) и состоит в непроведении бюро кредитных историй по требованию субъекта кредитной истории проверки информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете), или нарушении сроков проведения такой проверки.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 комментируемой статьи, выражается в бездействии и состоит в незаконном отказе бюро кредитных историй исправить недостоверную информацию, содержащуюся в кредитной истории, или в иной форме неисполнении бюро кредитных историй обязанности по исправлению недостоверной информации в кредитной истории (кредитном отчете). На практике уполномоченное должностное лицо бюро кредитных историй либо напрямую незаконно отказывает (устно или письменно) исправить недостоверную информацию, содержащуюся в кредитной истории (кредитном отчете), либо хотя прямо и не отказывает в этом, но фактически не исправляет указанную информацию.
Правонарушение считается оконченным с момента неисполнения в установленный срок любого из указанных выше действий, входящих в законные полномочия бюро кредитных историй. Состав правонарушения считается формальным, наступление каких-либо вредных последствий от бездействия или действия не охватывается объективной стороной данного деяния.
Данное административное правонарушение следует отграничивать (прежде всего, по объективной стороне) от правонарушения, предусмотренного ст. 14.30 (нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю) КоАП РФ.
3. Субъектом данных правонарушений являются только должностные лица (например, руководители бюро кредитных историй) или юридические лица (например, сами эти бюро, имеющие такой статус).
Субъективная сторона указанных выше правонарушений может характеризоваться и умыслом, и неосторожностью (например, виновный по небрежности может нарушить (пропустить) срок проведения проверки).
Протокол об административном правонарушении по указанной статье может составить уполномоченное должностное лицо Банка России (ст. 23.74 КоАП РФ).