Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 1 июня 2005 года Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 219-ФЗ)
Комментарий к статье 5.53 КоАП РФ
1. Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" КоАП РФ дополнен комментируемой статьей.
2. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (с изм. и доп.) порядок получения и (или) распространения информации, составляющей кредитную историю. Соблюдение установленного порядка получения и распространения информации, составляющей кредитные истории, является гарантией конфиденциальности соответствующей информации и направлено на повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков и повышения эффективности работы кредитных организаций.
3. Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй представляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации, называется кредитным отчетом. Бюро кредитных историй является зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ юридическим лицом - коммерческой организацией, оказывающей услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.
Субъект кредитной истории - физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история, а пользователь кредитной истории - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита). Источником формирования кредитной истории является организация - заимодавец (кредитор), представляющая информацию о кредитной истории в бюро кредитных историй. Центральным каталогом кредитных историй признается структурное подразделение Банка России, которое ведет базу данных для поиска бюро кредитных историй, содержащих кредитные истории субъектов кредитных историй. Государственный реестр бюро кредитных историй - это открытый и общедоступный федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о бюро кредитных историй, внесенных в указанный реестр уполномоченным государственным органом.
4. Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит в нарушении порядка получения и (или) распространения информации, составляющей кредитную историю. Объективная сторона указанного правонарушения имеет большое сходство с объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена в ст. 14.29 "Незаконное получение или предоставление кредитного отчета" (см. п. 4 комментария к ст. 14.29). На наш взгляд, данные составы административных правонарушений не разграничены в достаточной степени.
5. Субъектами административных правонарушений по данной статье являются бюро кредитных историй, организации - источники формирования кредитной истории, субъекты кредитной истории и пользователи кредитной истории - граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также виновные должностные лица, осуществляющие как функции представителя власти, так и организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах - бюро кредитных историй, организациях - источниках формирования кредитной истории, субъектах кредитной истории и пользователях кредитной истории (см. примечание к ст. 2.4).
6. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
7. Одним из условий привлечения к административной ответственности по комментируемой статье является отсутствие в противоправном деянии признаков состава уголовного преступления. Однако в УК РФ пока не предусмотрена уголовная ответственность за нарушения законодательства о кредитных историях.
8. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65).
В случае необходимости применения дисквалификации постановление о назначении дисквалификации может быть принято только судьей (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.53 КоАП РФ
1. Комментируемая статья является первой из пяти (ст. ст. 5.53 - 5.55; 14.29; 14.30), предусматривающих административную ответственность за нарушение законодательства о кредитных историях. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является установленный законом порядок формирования, хранения и использования кредитных историй.
Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях". Соблюдение этого порядка является гарантией конфиденциальности соответствующей информации, составляющей кредитную историю, и способствует своевременному исполнению заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), усилению защищенности кредиторов и заемщиков, повышению эффективности работы кредитных организаций.
Основные положения данного порядка заключаются в следующем. Кредитная история включает информацию о заемщике (кредиторе), состав которой определен ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и которая хранится в бюро кредитных историй.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ источники формирования кредитной истории (банки, другие кредитные организации, являющиеся заимодавцами, кредиторами) представляют всю имеющуюся информацию, составляющую кредитную историю, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Причем такая информация предоставляется в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Обычно такое согласие заемщика банки (кредитные организации) получают при заключении с ним договора займа (кредита).
Источники формирования кредитной истории представляют информацию в бюро кредитных историй в срок, предусмотренный договором о предоставлении информации, но не позднее 10 дней со дня совершения действия (наступления события), информация о котором входит в состав кредитной истории, либо со дня, когда источнику формирования кредитной истории стало известно о совершении такого действия (наступлении такого события).
Важнейшей частью кредитной истории является кредитный отчет - это документ, который содержит информацию о заемщике и заключенном им договоре займа (кредита) и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации в соответствии с законом (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).
Государственный реестр бюро кредитных историй - это открытый и общедоступный федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о бюро кредитных историй, внесенных в указанный реестр уполномоченным государственным органом.
Бюро кредитных историй обеспечивает защиту информации при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством.
Бюро кредитных историй, его должностные лица несут ответственность за неправомерное разглашение и незаконное использование получаемой информации в порядке, предусмотренном законодательством (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ).
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, как раз и состоит в нарушении установленного порядка получения и (или) распространения информации, составляющей кредитную историю.
Данное административное правонарушение следует отграничивать (прежде всего, по объективной стороне) от правонарушений, предусмотренных ст. 5.55 (непредоставление кредитного отчета), ст. 14.29 (незаконное получение или предоставление кредитного отчета) и ст. 14.30 (нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю) КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, совершается только путем действий. Потенциальный виновник, например, передает информацию (сведения), составляющую чью-то кредитную историю, (в электронном или бумажном виде) конкретному физическому или юридическому лицу без какого-либо запроса или разглашает ее неопределенному кругу лиц (через СМИ или в ходе частных бесед) и т.п.
Правонарушение считается оконченным с момента первого факта передачи (разглашения), получения информации, входящей в кредитную историю. Состав правонарушения считается формальным, наступление каких-либо вредных последствий от совершенных правонарушающих действий не охватывается объективной стороной данного деяния.
3. Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут являться и граждане, незаконно получившие или распространившие указанную информацию (например, рядовые сотрудники банка), так и должностные лица (например, руководители бюро кредитных историй). Субъектом ответственности может стать и юридическое лицо (например, тоже бюро кредитных историй или банк либо иная кредитная организация).
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью (например, если работник банка, желая проявить свою осведомленность, неосторожно разглашает знакомым информацию, входящую в чью-то кредитную историю).
Согласно диспозиции комментируемой статьи одним из условий привлечения виновного лица к административной ответственности является отсутствие в противоправном деянии признаков состава уголовного преступления. Однако следует заметить, что в действующем УК РФ пока не предусмотрена уголовная ответственность за такого рода нарушения законодательства о кредитных историях.
Протокол об административном правонарушении по данной статье может составить уполномоченное должностное лицо Банка России (ст. 23.74 КоАП РФ).