Статья 5.52. Невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий

Невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.

Комментарий к статье 5.52 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов, регулируемые федеральным законодательством (см. п. 2 комментария к ст. 5.1), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Непосредственным объектом являются права кандидатов, избирательных объединений при проведении предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий (об агитационных публичных мероприятиях см. также комментарий к ст. 5.15).

2. Законодательством о выборах установлено, что уполномоченные должностные лица должны обеспечить равные условия проведения агитационных публичных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений.

3. Объективную сторону правонарушения составляет бездействие должностных лиц, выразившееся в несоздании равных условий проведения агитационных публичных мероприятий, например при неизвещении всех зарегистрированных по данному избирательному округу кандидатов о массовом мероприятии, на которое допускается один из кандидатов; в непредоставлении возможности выступления на таком мероприятии всем кандидатам; в несоздании условий для проведения агитационных публичных мероприятий (организационных, технических и т.п.); в ином нарушении прав кандидата, избирательного объединения при проведении агитационных публичных мероприятий, например отказ в содействии кандидатам в организации встреч с избирателями.

4. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, избирательных комиссий, уполномоченные содействовать кандидатам, избирательным объединениям в проведении агитационных публичных мероприятий.

5. Ответственность за данное правонарушение наступает во всех случаях, кроме случаев, когда она предусмотрена ст. 5.15 (см. комментарий к ней).

6. С субъективной стороны правонарушение может характеризоваться умышленной или неосторожной виной.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).

Другой комментарий к статье 5.52 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают отношения по проведению агитации на выборах (референдумах). Непосредственный объект - установленный законом порядок проведения публичных агитационных мероприятий на равноправных для всех кандидатов, избирательных объединений условиях.

Такой порядок устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий (собраний, встреч и т.п.). Собственники и владельцы помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляют их по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (инициативной или иной группы участников референдума) на время, установленное избирательной комиссией (комиссией референдума), для проведения встреч с избирателями (участниками референдума) (п. п. 3, 5 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективную сторону правонарушения составляют действия (либо бездействие) уполномоченных должностных лиц, не выполняющих требования закона об обеспечении всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий.

По объекту (см. п. п. 1, 3, 4 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) и объективной стороне данное правонарушение является своеобразной конкретизацией правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.15 КоАП РФ (нарушение установленного законодательством права зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, а также инициативной или иной группы участников референдума на предоставление для встреч с избирателями помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или нарушение равных условий предоставления такого помещения).

В обеих статьях речь идет о проведении публичных агитационных мероприятий - встреч с избирателями, в зданиях и помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Условия, время и место проведения публичных мероприятий вне зданий и помещений - на улицах и площадях (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований) регулируются не избирательным (п. 2 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), а иным специальным законодательством (см. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, нарушения при проведении уличных публичных мероприятий под действие комментируемой статьи и ч. 2 ст. 5.15 КоАП РФ не попадают (даже если эти мероприятия проводятся в период избирательной кампании), а влекут административную ответственность по ст. 20.2 КоАП РФ.

На практике нарушения требований закона об обеспечении равных условий проведения агитационных публичных мероприятий могут иметь разнообразные формы, например:

- одному из кандидатов не была предоставлена возможность выступить на предвыборном собрании;

- уведомление о назначенном собрании (встрече и т.п.) с кандидатами не было сделано одному или нескольким кандидатам (либо сделано по телефону только за 5 - 10 минут до начала мероприятия), в связи с чем избирательная комиссия, кандидат оказались в неведении, в результате их право нарушено.

Судя по диспозиции комментируемой статьи, правонарушения могут быть совершены, прежде всего, в форме бездействия: например, уполномоченным лицом не было сделано уведомление о назначенном предвыборном мероприятии; либо избирательная комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения кандидату или избирательному объединению, в течение двух суток с момента получения уведомления не разместила (в нарушение требований п. 4.1 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) содержащуюся в нем информацию в сети Интернет или иным способом не довела ее до сведения других кандидатов, избирательных объединений.

Использованная в статье формулировка: "либо иное нарушение. прав" слишком неопределенна, неконкретна и неудачна, что дает основание предполагать разнообразное "правонарушающее творчество" со стороны должностных лиц.

Оконченным правонарушение считается с момента истечения срока совершения управомоченного действия по обеспечению того или иного права (т.е. бездействия) либо совершения любого из правонарушающих действий.

3. Субъектом анализируемого правонарушения являются должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, других органов и учреждений, государственных и муниципальных предприятий, избирательных комиссий, уполномоченные содействовать кандидатам, избирательным объединениям в проведении агитационных публичных мероприятий - встреч с избирателями.

4. Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умышленной виной, так и неосторожностью (например, если виновный по забывчивости, небрежности не известил одного или нескольких кандидатов о проводимом агитационном публичном мероприятии).

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление (см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).