(Утратила силу - Федеральный закон от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.)
Комментарий к статье 5.51 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, в частности с этапом предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, и регулируемые соответствующим законодательством РФ и субъектов РФ (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).
2. Для проведения избирательной кампании, кампании референдума используются печатные агитационные материалы (подробнее о них см. комментарий к ст. 5.12).
Законодательством предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, обязаны обеспечить всем кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным (инициативным агитационным) группам участников референдума равные условия оплаты изготовления агитационных материалов.
Сведения о размере (в валюте РФ) и других условиях оплаты работ организации или индивидуального предпринимателя по изготовлению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей полиграфической организацией в определенный срок, например не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В тот же срок эти сведения должны быть представлены в избирательную комиссию (комиссию референдума) соответствующего субъекта РФ (п. 3 ст. 61 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). Организация или индивидуальный предприниматель, не выполнившие данные требования, не вправе осуществлять работы по изготовлению агитационных материалов.
3. Объективная сторона правонарушения заключается в выполнении организацией или индивидуальным предпринимателем работ или предоставлении услуг по изготовлению агитационных материалов без выполнения указанных требований.
4. Субъектами правонарушения являются организация как юридическое лицо, ее должностные лица или индивидуальные предприниматели.
5. Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться умышленной или неосторожной виной.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3), а также члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.51 КоАП РФ
1. В комментируемой статье предусмотрена административная ответственность за нарушение одного из правил действующего законодательства, регулирующего изготовление агитационных печатных материалов. Общим объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовой объект - отношения по проведению предвыборной агитации с помощью печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Непосредственный объект данного правонарушения, судя по диспозиции комментируемой статьи, - установленное законом правило (требование) об обязательности заблаговременного опубликования изготовителями печатных агитационных материалов сведений о размере и других условиях их оплаты.
Это требование установлено п. 1.1 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ: организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (инициативным и иным группам участников референдума) равные условия оплаты изготовления таких материалов.
В этих целях законодателем предписано, что сведения о размере и других условиях оплаты работ по изготовлению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей полиграфической организацией не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов (регистрации инициативной группы по проведению референдума) и в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию (комиссию референдума), организующую проведение соответствующих выборов (референдума).
В комментируемой статье речь идет о нарушении требования закона о предварительном опубликовании условий оплаты изготовления печатных агитационных материалов. Другие правила изготовления, выпуска и распространения как печатных, так и иных агитационных материалов, предусмотренные п. п. 1 - 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), в случае нарушения становятся объектом правонарушений, предусмотренных ст. 5.12 КоАП РФ.
2. Обычно организации и предприниматели, желающие во время избирательной кампании (кампании референдума) выполнять работы (оказывать услуги) по изготовлению агитационной продукции по заказам кандидатов и избирательных объединений, публикуют свои рекламные сообщения (проспекты, объявления) с указанием видов предлагаемых работ (услуг) и их цены (стоимости) за единицу продукции (агитационных материалов).
Объективная сторона правонарушения заключается в выполнении организацией (имеющей статус юридического лица) или индивидуальным предпринимателем работ (или предоставлении услуг) по изготовлению печатных агитационных материалов без предварительного (до момента начала работ) опубликования сведений о размере (то есть о цене, стоимости)и других условиях оплаты (например, о форме оплаты) изготовления агитационных материалов.
Оконченным правонарушение считается с момента начала выполнения указанных работ (услуг) по заказу (договору) кандидата или иного лица. Наступления каких-либо негативных последствий для решения вопроса о наличии в совершенных действиях состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение совершается только в форме действий (осуществления работ, оказания услуг без предварительного выполнения требований закона) по изготовлению агитационной печатной продукции.
3. Судя по диспозиции комментируемой нормы, субъектами правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели. Организации как субъекты административной ответственности выступают в статусе юридических лиц. Чаще всего изготовителями агитационных материалов являются типографии, издательства и другие полиграфические организации разных организационно-правовых форм.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то, обращаясь к примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, можно сделать вывод, что они несут ответственность по комментируемой статье как должностные лица, поскольку иное Кодексом не установлено.
4. Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней).