Статья 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума

Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 3-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на избирательное объединение - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

Примечание. Утратило силу с 7 августа 2006 года - Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ)

Комментарий к статье 5.50 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдума, в частности с их финансированием.

2. Законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1) определен порядок создания избирательных фондов, фондов референдума (о понятии избирательных фондов, фондов референдума и источниках их формирования см. п. 2 комментария к ст. 5.17 и п. 2 комментария к ст. 5.18).

3. Установлен перечень субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума. Это: иностранные государства и иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства, несовершеннолетние граждане РФ, российские юридические лица с иностранным участием, международные организации и общественные движения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, воинские части, военные организации, правоохранительные органы, благотворительные организации и религиозные объединения и др. (п. 6 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Запрещено вносить пожертвования также анонимным жертвователям - гражданам и юридическим лицам, не указавшим полно и достоверно необходимые сведения о себе.

4. Пожертвования, внесенные названными в п. 3 комментария лицами, а также часть пожертвования, превышающая установленный законом максимальный размер, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, - перечислению в доход соответствующего бюджета.

Для возврата пожертвований установлены определенные сроки, например в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" - десять дней (п. п. 4 и 5 ст. 67).

5. Объективная сторона правонарушения заключается в бездействии лиц, перечисленных в тексте данной статьи, которое выразилось: а) в невозврате в установленный срок пожертвований лицам, которые внесли эти пожертвования с нарушением закона; б) в неперечислении в установленный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований от анонимных жертвователей.

6. Субъекты правонарушения - кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом, уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной (инициативной агитационной) группы участников референдума, а также избирательное объединение.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной виной.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.50 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают отношения по поводу финансирования избирательной кампании (кампании референдума) кандидата, избирательного объединения (инициативной или иной группы по проведению референдума). Непосредственный объект правонарушения - установленные законом правила, обязывающие кандидатов и других участников избирательного (референдумного) процесса возвращать жертвователям в установленный срок пожертвования (или их часть), перечисленные в их избирательный фонд (фонд референдума) с нарушением закона, а также возвращать в доход соответствующего бюджета пожертвования анонимных жертвователей.

Правовой порядок финансирования избирательных кампаний (кампаний референдума) кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума), в том числе обязанности возвращать пожертвования, внесенные с нарушением требований законодательства, установлен Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

Нарушения закона, требующие возврата пожертвования (или его части), могут выражаться в следующем:

- внесении пожертвований лицами, которые не имеют на это права. Законом установлен перечень субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений (в фонды референдума). Это иностранные государства и иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства, несовершеннолетние граждане (не достигшие 18 лет на день голосования), российские юридические лица с иностранным участием (свыше 30% в уставном капитале), международные организации и общественные движения, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, воинские части, военные учреждения и организации, правоохранительные органы, благотворительные организации и религиозные объединения; юридические лица, зарегистрированные менее чем за один год до дня голосования на выборах (референдуме) и др. (п. 6 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ);

- внесение пожертвования в сумме, превышающей установленный законом размер (п. п. 9, 10 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ);

- внесение пожертвований анонимными жертвователями - гражданами и юридическими лицами, не указавшими в платежном документе необходимые сведения о себе (см. подп. "н" п. 6 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Пожертвования, внесенные указанными лицами, не имеющими на это права, а также часть пожертвования, превышающая установленный законом максимальный размер, подлежат возврату жертвователям, а пожертвования, внесенные анонимными жертвователями - перечислению в доход соответствующего бюджета.

2. Объективная сторона правонарушения заключается в бездействии лиц, ответственных за своевременный возврат пожертвований, которое выражается в:

- невозврате в установленный срок пожертвований лицам, которые внесли эти пожертвования с нарушением закона;

- неперечислении в установленный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований от анонимных жертвователей.

Для возврата пожертвований законами о выборах и референдумах устанавливаются определенные сроки, как правило, 10 дней (п. 9 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ; например, п. п. 4, 5 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"). Поэтому правонарушение считается оконченным с момента наступления срока перечисления (возврата) соответствующей суммы пожертвования.

3. Субъектом данного правонарушения являются только указанные в санкции статьи лица - те, кто такие пожертвования получает и обязан возвращать. Это кандидат (в том числе бывший, т.е. лицо, являвшееся кандидатом, включая лицо, избранное депутатом) - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (п. 35 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Именно кандидату принадлежит исключительное право распоряжаться средствами своего избирательного фонда (п. 1 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Поэтому неслучайно субъектом данного правонарушения не является уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам.

Другими субъектами правонарушения являются названные в комментируемой статье уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Подтверждением статуса указанных лиц является соответствующий документ (решение, утвержденный список) комиссии референдума.

Из юридических лиц субъектом ответственности за данное правонарушение может быть только избирательное объединение (главным образом, политическая партия).

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной виной, так и неосторожностью (например, если лицо по небрежности, забывчивости пропустило сроки возврата пожертвования).

В ряде случаев, если незаконные пожертвования не только не были возвращены, но и использовались в ходе избирательной кампании, это может влечь административную ответственность по ст. 5.18 КоАП РФ (незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной и иной группы участников референдума).