Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом

Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ.

Комментарий к статье 5.49 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), законодательством субъектов РФ.

2. В законодательстве (например, ч. 3 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 6.1 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях") установлено, что в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумами. Этот запрет связан с недопустимостью злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

3. Объективную сторону правонарушения составляют действия, нарушающие указанный запрет, например организация лотереи, проведение игры в тотализатор со ставками на кандидатов в депутаты и т.п.

4. Субъектами правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица - организаторы подобных лотерей и иных игр.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.49 КоАП РФ

1. Лотереей является игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях"). Под иными основанными на риске играми понимаются азартные игры, под которыми закон понимает основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). К разновидностям азартных игр относятся пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет (ст. 4 того же Закона). Пари заключаются в тотализаторах, букмекерских конторах и т.д.

Согласно п. 3 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом. Аналогичный запрет содержится в ст. 6.1 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ, п. 3 ст. 68 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ и других законах.

Нарушение названного запрета влечет ответственность, предусмотренную комментируемой статьей.

2. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, обеспечением защиты избирательных прав граждан и права на участие в референдуме.

Объективную сторону правонарушения составляют действия по проведению в период избирательной кампании, кампании референдума, лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

Само по себе проведение лотереи или иной азартной игры в период избирательной кампании, кампании референдума правонарушением не является. Квалифицирующим признаком является проведение таких игр с условием, ставящим выигрыш в зависимость от итогов голосования, результатов выборов, референдума, либо условиями, иным образом связанными с выборами, референдумом (к примеру, заключение пари на победу того или кандидата на выборную должность органа государственной власти и т.д.)

3. Субъектом правонарушения являются:

- гражданин - лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое провело лотерею или другую основанную на риске игру, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом (далее - нарушение запрета);

- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, допустившей нарушение запрета, а также индивидуальный предприниматель (ст. 2.4 КоАП РФ);

- юридическое лицо, допустившее нарушение запрета.

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла.

4. Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).