(наименование в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ
Нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ)
Комментарий к статье 5.48 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, в частности с размещением печатных агитационных материалов. О понятии печатных агитационных материалов см. п. п. 2, 3 комментария к ст. 5.14.
2. Законодательство РФ о выборах и референдумах (см. п. п. 3 и 5 комментария к ст. 5.1) предусматривает, что печатные агитационные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных агитационных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается (п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
3. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов (п. 9 ст. 54 упомянутого Федерального закона).
4. Объективная сторона правонарушения заключается в действиях (бездействии), нарушающих принцип равенства. Это может выражаться в размещении на объекте агитационных материалов одного кандидата и отказе в таком размещении другому кандидату или взимании с него платы; в размещении рекламной компанией на рекламных щитах агитационных материалов избирательных объединений на неравных условиях - за разную плату и т.д.
5. Субъектами правонарушения являются юридические лица - владельцы объектов и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, рекламные компании, а также должностные лица перечисленных организаций и индивидуальные предприниматели.
6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым или косвенным умыслом.
7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).
Другой комментарий к статье 5.48 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых - отношения по проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), являются родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект - гарантированные законом права кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума на размещение агитационных материалов на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на равноправной основе.
Порядок и условия размещения (распространения) агитационных материалов в период избирательной кампании (кампании референдума) нормативно сформулированы в законах о выборах и референдумах, в частности в ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, и заключаются (применительно к комментируемой статье) в следующем.
По общему правилу печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться, расклеиваться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест). Размещение же агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, либо в собственности организации, в уставном капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований на день официального опубликования решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, производится на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума (далее - объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) и бесплатно (п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативным и иным группам по проведению референдума также равные условия для размещения агитационных материалов (п. 9 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Данное правонарушение следует отличать от схожих с ним по объекту и предмету правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.12 и ст. 5.14 КоАП РФ.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, проявляется в действиях (бездействии) уполномоченных должностных лиц, нарушающих условия размещения агитационных материалов, установленные в п. п. 8 - 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
В комментируемой статье не говорится о виде агитационных материалов, но, учитывая контекст п. п. 8 - 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, логично предполагать, что речь идет о печатных материалах - листовках, плакатах, календарях и т.п. материалах, выполненных на бумажных носителях и распространяемых (размещаемых), как правило, путем развешивания, расклеивания и т.п. Размещение агитационных материалов (например, видеороликов, телесюжетов, репортажей) в средствах массовой информации не подпадает под действие данной статьи.
Правонарушающие действия (бездействие) посягают на принцип равенства кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Это может выражаться, например, в размещении на объекте (например, на стене здания, на видеоэкране, смонтированном на площади, на стенде и т.д.), находящемся в государственной собственности (России или субъекта РФ), муниципальной собственности, агитационных материалов одного кандидата и отказе в таком размещении другому кандидату или взимании с него завышенной платы за это; в размещении рекламной компанией на рекламных щитах агитационных материалов избирательных объединений на неравных условиях - за разную плату, на разный период и т.д.
Данное правонарушение может быть совершено как в форме действий, так и путем бездействия. Оконченным оно считается с момента совершения хотя бы одного из указанных выше действий (бездействия). Наступления каких-либо иных вредных последствий для привлечения к административной ответственности не требуется.
3. Субъектами правонарушения являются юридические лица:
- владельцы объектов и сооружений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- организации, оказывающие рекламные услуги (любой организационно-правовой формы и любой формы собственности);
- должностные лица указанных органов и организаций, а также индивидуальные предприниматели, которые несут административную ответственность как должностные лица (см. ст. 2.4 КоАП РФ).
Обычно объектами государственной и муниципальной собственности владеют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности соответственно государства либо муниципального образования.
4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной виной (как с прямым, так и с косвенным умыслом): по неосторожности данное деяние совершить едва ли возможно.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление (см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).