Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 58-ФЗ.

Комментарий к статье 5.37 КоАП РФ

1. Согласно СК РФ защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 125 СК РФ усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гл. 29 ГПК РФ. Дела рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства.

Статьей 126.1 СК РФ предусмотрено, что посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.

Органы опеки и попечительства и органы исполнительной власти при выполнении возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей, деятельность которых осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

С целью усиления государственного контроля за усыновлением детей, оставшихся без попечения родителей, был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп.). Закон подтверждает приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами.

В Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275, внесены изменения, в частности, касающиеся уточнения понятия "посредническая деятельность по усыновлению детей" (см. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 210 (с изм. и доп.)). В Положении о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 (с изм. и доп.)) уточнен порядок рассмотрения документов, представляемых иностранной организацией для получения разрешения на открытие представительства (для государственных организаций) или на осуществление деятельности по усыновлению детей на территории Российской Федерации (для некоммерческих неправительственных организаций), а также порядок осуществления контроля за деятельностью представительств иностранных организаций по усыновлению детей на территории Российской Федерации.

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в нарушении порядка усыновления (удочерения), передачи несовершеннолетнего под опеку (попечительство) или в приемную семью, установленного как нормами Семейного Кодекса РФ, так и иными нормативными правовыми актами РФ. Данное правонарушение представляет собой как совершение определенных действий, например торговлю информацией о детях, подлежащих усыновлению, посредническую деятельность по усыновлению детей и т.д., так и бездействие, например непредставление документов, подтверждающих отказ российских граждан от усыновления ребенка, и т.д.

3. Субъектами правонарушения по данной статье могут быть как граждане России, так и иностранные граждане; должностные лица, работающие в учреждениях, где находятся или воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, располагающие информацией о таких детях; работники органов исполнительной власти и граждане, которые занимаются посреднической деятельностью в этой сфере.

4. С субъективной стороны незаконная деятельность по усыновлению детей характеризуется умыслом.

5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 5 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.37 КоАП РФ

1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются права и законные интересы детей. Непосредственный объект данного нарушения - установленный законом порядок усыновления (удочерения) ребенка, передачи его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Порядок усыновления (удочерения) ребенка достаточно полно регулируется ст. ст. 124 - 144 СК РФ. Кроме того, подробнее данный процесс регламентирован Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 275.

Согласно ст. 125 СК РФ усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела данной категории рассматриваются в порядке особого производства по правилам, предусмотренным главой 29 ГПК РФ. В рассмотрении дел данной категории обязательно участвуют сами усыновители, органы опеки и попечительства, а также прокурор. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния (см. ст. 47 ГК РФ, Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

Семейным кодексом РФ (ст. 129) установлено, что для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, а при отсутствии таковых - согласие органа опеки и попечительства. Не требуется согласия родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:

- неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

- признаны судом недееспособными;

- лишены судом родительских прав;

- по причинам, признанным судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания (ст. 130 СК РФ).

Для усыновления детей, находящихся:

- под опекой (попечительством) - необходимо согласие их опекунов (попечителей);

- в приемных семьях - согласие приемных родителей;

- в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и аналогичных учреждениях - согласие их руководителей.

Если ребенок достиг возраста 10 лет, необходимо его согласие (ст. ст. 131, 132 СК РФ).

Порядок передачи ребенка под опеку (попечительство) регулируется (наряду со ст. ст. 145 - 148.1 СК РФ) Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ.

Порядок передачи (устройства) ребенка в приемную семью определен ст. ст. 152 - 153.2 СК РФ, а также Правилами создания приемной семьи, осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в ней, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в нарушении порядка (правил, процедуры) усыновления (удочерения), передачи несовершеннолетнего под опеку (попечительство) или в приемную семью, установленного как нормами СК РФ, так и иных нормативных правовых актов.

Нарушения установленного порядка действий по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью могут быть самыми разнообразными как в форме действия (например, удочерение без согласия родителей ребенка, продажа ребенка под видом усыновления, нарушение тайны усыновления, торговля информацией о детях, подлежащих усыновлению, подготовка документов для усыновления ребенка лицом, не имеющим такого права и т.д.), так и в форме бездействия (например, непредставление документов, подтверждающих отказ граждан от усыновления ребенка и т.д.). Порядок передачи ребенка под опеку может быть нарушен, если, например, опекуном назначено лицо, которое не сможет обеспечить воспитание ребенка либо если опека была установлена при наличии у ребенка родителей (усыновителей) и др.

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, образуют состав преступления, предусмотренного ст. 154 УК РФ. Также под действие ст. 155 УК РФ подпадает разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное из корыстных или иных низменных побуждений.

Необходимо иметь в виду и то, что нарушения норм материального и процессуального права в ходе подготовки и принятия судом решения об усыновлении (удочерении) ребенка не образуют состав данного административного правонарушения.

Объективную сторону данного правонарушения может составлять также посредническая деятельность по усыновлению детей, которая запрещена законом (ч. 4 ст. 126.1 СК РФ). Определение понятия "посредническая деятельность по усыновлению детей" дано в ч. ч. 1 и 2 ст. 126.1 СК РФ - это любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.

Под комментируемую статью попадают также действия, нарушающие законодательные запреты на усыновление российских детей иностранными гражданами некоторых государств. На этом основании недопустимо осуществление деятельности любыми органами, организациями и физическими лицами в целях подбора и передачи российских детей на усыновление (удочерение) гражданам США и некоторых других государств (см. Федеральные законы от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" и от 02.07.2013 N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Данное административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из незаконных действий.

3. Субъектами данного правонарушения являются: граждане (например, родители, опекуны, работники органов опеки и попечительства и др.), в том числе и иностранные. Должностные лица - это, например, руководители органов опеки и попечительства, руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, иные должностные лица, которые имеют непосредственное отношение к данной сфере деятельности или располагают информацией о детях, оставшихся без попечения родителей.

Субъектами ответственности за данное правонарушение могут быть также юридические лица, прежде всего муниципальные или иные учреждения (детские, лечебные, воспитательные и т.п.), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Субъективная сторона этого правонарушения выражается в форме прямого умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1 КоАП РФ) на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) либо членами районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).