1. Нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 5.36 КоАП РФ
1. Комментируемая статья направлена на защиту прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Статьей 20 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 123 СК РФ провозглашено, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитания. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп.) предусматривает меры по стимулированию семейного устройства детей-сирот.
Значительную роль в активизации и координации усилий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в решении указанных проблем сыграло Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 года, определившее в качестве одной из основных задач в сфере улучшения демографической ситуации в Российской Федерации содействие в устройстве детей-сирот на воспитание в семьи и сокращение численности детей указанной категории в интернатных учреждениях.
Для совершенствования системы учета детей-сирот и анализа ситуации в сфере защиты прав детей указанной категории Минобрнауки России подготовлена новая редакция формы федерального государственного статистического наблюдения N 103-РИК "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей" (утверждена Постановлением Росстата от 20 июля 2006 г. N 37).
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп.) определяет понятие банка данных (ст. 1), предусматривая формирование регионального, федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставить региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ. Для формирования федерального банка данных региональные операторы обязаны предоставить федеральному оператору соответствующие сведения.
2. Субъектами данного правонарушения являются руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, на который возложен учет сведений о несовершеннолетних, подлежащих передаче на воспитание в семью либо в соответствующее учреждение (перечислены в ч. 1 данной статьи).
3. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки предоставления указанных сведений, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, либо в иных действиях, направленных на сокрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание (например, снабжение информацией частных лиц или представление заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья ребенка, а также иные действия, направленные на укрытие детей от передачи на усыновление, под опеку (попечительство), на воспитание в семью).
В соответствии с Семейным Кодексом РФ руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
4. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В течение трех дней со дня получения таких сведений они обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, предпринимает меры по устройству ребенка. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью орган опеки и попечительства направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти в сфере образования для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории. Практика свидетельствует, что, к сожалению, часто не выполняются требования ст. ст. 122, 126 СК РФ. Во многих случаях отсутствуют сведения о самих усыновителях, детях, которых они хотят усыновить, не указываются обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении ребенка, и т.д.
5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 5 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.36 КоАП РФ
1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются права и законные интересы несовершеннолетних детей. Непосредственный объект данного нарушения - установленный порядок предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей. В подобном неблагополучном положении ребенок может оказаться по разным причинам: из-за смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.
Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется ст. ст. 121 - 155.3 СК РФ и специальными законами, в частности, Федеральными законами от 24.04.2008 N 48-ФЗ, от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Устройству детей в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предшествует выявление таких детей и формирование государственного банка данных о них, что осуществляется на основе и в соответствии с Федеральным законом от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Указанный Закон (ст. 5) обязывает органы опеки и попечительства (это органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления) предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ. Региональные операторы (это органы исполнительной власти субъектов РФ), в свою очередь, обязаны (если в установленный законом срок, один месяц, им не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семью) предоставлять федеральному оператору соответствующие сведения для формирования федерального банка данных о таких детях.
Порядок предоставления указанных сведений о детях включает в себя достаточно большой объем необходимой информации (анкету на каждого ребенка), предусмотренной ст. 6 Федерального закона от 16.04.2001 N 44-ФЗ. Кроме того, Постановлением Росстата от 20.07.2006 N 37 по представлению Министерства образования РФ утверждена специальная форма отчетности (государственного статистического наблюдения) N 103-РИК "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст. 122 СК РФ руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.
Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке обеспечивает устройство ребенка (ст. 123 СК РФ) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
За неисполнение вышеуказанных обязанностей, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом. Административная ответственность за такие правонарушения установлена комментируемой статьей КоАП РФ.
2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях (бездействии) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки предоставления соответствующих сведений о несовершеннолетних, либо предоставляющих заведомо недостоверные сведения.
Нарушая установленный порядок, потенциальный виновник может, в частности, не представлять весь объем сведений, которые содержатся в утвержденных формах документов, не сообщать фамилию, имя, отчество таких детей, либо обстоятельства, при которых они стали нуждающимися в устройстве в семью, и т.п.
Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков предоставления сведений. Предоставление их после истечения установленных сроков не является основанием для освобождения виновного от административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, представляет собой действия, направленные на сокрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей. Это может быть, например, сокрытие самого факта существования такого несовершеннолетнего, непредоставление информации о нем, а также иные действия, направленные на укрытие детей от передачи на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью или в специальное детское учреждение.
Представление заведомо недостоверных сведений (искаженной, сфальсифицированной информации), например, о состоянии здоровья ребенка (не указаны его врожденные болезни, отставание в умственном развитии и т.п.) может влечь ответственность по ч. 1 данной статьи.
Оконченными правонарушения считаются с момента совершения упомянутых выше действий (бездействия).
3. Субъект данного административного правонарушения (по обеим частям статьи) - специальный. В комментируемой статье конкретно указаны лица, которые могут совершить правонарушающие действия (бездействие) и стать субъектом ответственности по данной статье. Это руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
По ч. 1 статьи это также иные должностные лица (прежде всего руководители) органа исполнительной власти субъекта РФ (например, управления социальной защиты, департамента здравоохранения) или органа местного самоуправления (например, управления образования), на которых возложены обязанности по учету сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и передаче их в государственный банк данных о них.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи, совершается только с прямым умыслом: лицо не только осознает и предвидит последствия своего противоправного поведения, но и желает этого (т.е. укрыть несовершеннолетнего от передачи на воспитание).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также члены районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях рассматривают указанные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в коллегиальном составе (ст. 23.2 КоАП РФ).