Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________
Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Взаимосвязанные положения абзаца первого части 1 статьи 3.5 (в редакции пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), абзаца второго настоящей статьи (в редакции пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2 (в редакции пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2.2 (в редакции пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.18 (в редакции пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) и статьи 20.25 (в редакции пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в части, устанавливающей за совершение указанных административных правонарушений минимальные размеры штрафов для граждан - от десяти тысяч рублей и для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания - см. пункт 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

Комментарий к статье 5.38 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, которые в соответствии со ст. 31 Конституции РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

2. На обеспечение реализации ст. 31 Конституции РФ направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (с изм. и доп.). В этом Законе используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

3. Исходя из конституционного положения и положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., устанавливается не разрешительный, существовавший ранее, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий (ст. 19).

Порядок предварительного уведомления властей о проведении публичных мероприятий установлен указанным выше Законом.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Если указанные дни совпадают с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, уведомление о пикетировании подается не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

5. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г.;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствий и (или) нарушений при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

7. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных ст. 5.38, являются права и свободы граждан.

8. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в четырех видах составов: а) воспрепятствование организации массовой акции; б) воспрепятствование ее проведению; в) воспрепятствование участию в ней; г) принуждение к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Каждый из названных составов как в отдельности, так и в том либо ином сочетании влечет административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей Кодекса.

9. Воспрепятствование деятельности, связанной с проведением массовых акций, может быть совершено действием или бездействием и проявляется в незаконном запрете проведения какого-либо из указанных публичных мероприятий, незаконном указании о выставлении заслонов демонстрации или шествию из работников милиции или представителей общественности, исповедующих другие политические взгляды или религиозные верования, незаконном отказе в предоставлении помещения для проведения собраний, принуждении со стороны членов трудового коллектива, общественного объединения к участию в названных мероприятиях и т.п.

10. Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, необходимо отграничивать от преступлений, определенных ст. 149 УК РФ, по объективной стороне составов. Правонарушение может быть признано преступлением, если эти действия совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозой его применения. В случаях, когда деяние совершено не должностным лицом, обязательным признаком объективной стороны является применение физического насилия или угроза таким насилием, которые служат средством запугивания и тем самым воспрепятствования проведению того или иного публичного мероприятия.

11. Субъектом правонарушения может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностное лицо государственной или негосударственной организации.

12. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.38 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за действия, посягающие на гарантируемое Конституцией РФ (ст. 31) право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (в трактовке Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 - право на свободу мирных собраний). Однако, как свидетельствуют официальные данные, дела о подобных административных правонарушениях практически не возбуждаются. Указанное конституционное право является непосредственным объектом административного правонарушения; диспозиция данной статьи описывает варианты нарушения этого права.

Хотя Конституция РФ и является законом прямого действия, однако порядок реализации гражданами данного права достаточно подробно урегулирован Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Важные правовые позиции в отношении ряда норм указанного Федерального закона применительно к комментируемой статье содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко".

Из смысла конституционной нормы вытекает не разрешительный, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий в рамках реализации данного права. Для организации и проведения публичного мероприятия достаточно подачи в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления уведомления об этом.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в один из указанных органов в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ).

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, проявляется в четырех видах (вариантах) составов:

- воспрепятствование организации публичного мероприятия;

- воспрепятствование его проведению;

- воспрепятствование участию в нем;

- принуждение к участию в публичном мероприятии - конкретно в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Как показывает административно-политическая практика, формы, способы и приемы воспрепятствования указанному конституционному праву граждан довольно разнообразны и проявляются как в действиях, так и в бездействии.

Воспрепятствование организации публичного мероприятия (ст. 4 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ) может, в частности, выражаться в том, что потенциальный виновник:

- не принимает уведомление или отказывается документально подтвердить его получение с указанием даты и времени (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ);

- нарушает установленный законом срок (три дня - см. п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ) доведения до сведения организатора мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия;

- отказывается согласовать проведение публичного мероприятия, выдвигая необоснованные требования об изменении места, времени, формата мероприятия или иные неприемлемые и неправовые условия проведения заявленного мероприятия;

- требует предоставления не предусмотренных законодательством сведений, материалов и документов (например, плакаты и иные агитационные материалы, символику, тексты лозунгов и выступлений и т.п.);

- мешает оповещению возможных участников публичного мероприятия или проведению предварительной агитации (например, путем незаконных указаний средствам массовой информации), препятствует изготовлению и распространению средств наглядной агитации (например, путем незаконных указаний полиграфическим и другим организациям) и т.п.

Оценивая действия должностных лиц, отказывающих по разным мотивам и причинам согласовывать публичное мероприятие, разумно обратиться к правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П. В нем сказано, что понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Способов воспрепятствования проведению публичного мероприятия тоже немало. Например, это может быть незаконное указание должностного лица о проведении дорожных или ремонтных работ именно на том месте (улица, площадь, бульвар и т.п.), где должно пройти мероприятие, либо незаконное указание о приостановлении или прекращении (пресечении, разгоне с помощью сотрудников полиции или иных лиц) начинающегося (или уже начавшегося) публичного мероприятия. Воспрепятствовать проведению публичного мероприятия можно также путем незаконного согласования другого публичного мероприятия на этом же месте и в это же время.

Принуждение к участию в публичном мероприятии может проявляться в отношении конкретных граждан. Под принуждением понимаются действия, оказывающие психологическое давление на человека (физическое лицо) с целью того, чтобы он совершил определенные действия (участвовал в мероприятии) или воздержался от их совершения (отказался от участия в мероприятии). Принуждением могут быть различного рода угрозы в отношении организатора (или организаторов) или участников публичного мероприятия: например, незаконное задержание, угрозы наступления неблагоприятных последствий (либо создания условий для их наступления), например, угрозы понижения в должности, перевода на нижеоплачиваемую должность или увольнения, отчисления из вуза и угрозы возникновения иных проблем и трудностей по работе, службе, учебе, в быту и т.п.

Применительно к комментируемой статье принуждение к участию в публичном мероприятии может исходить от руководителя или другого должностного лица, члена руководящего органа организации, предприятия, учреждения в отношении рабочих, служащих, других членов трудового коллектива, учащихся, студентов и т.п.

В этой связи очень важно подобные противоправные действия (бездействие) со стороны должностных лиц строго отграничивать от аналогичных уголовно наказуемых деяний, подпадающих под действие ст. 149 УК РФ. Если правонарушение совершается должностным лицом с использованием своего служебного положения, то разграничение необходимо проводить по критерию степени общественной опасности деяния (ст. 14 УК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), а также его последствиям. Если же деяние совершено с применением насилия или угрозой его применения, то налицо признаки состава указанного преступления.

Оконченным правонарушение считается с момента совершения указанных противоправных действий (бездействия).

3. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица и иные служащие государственных органов, органов местного самоуправления, в которые организатором публичного мероприятия направляется уведомление о его проведении, а также государственных и иных организаций, предприятий, учреждений (заводов, фабрик, вузов, школ, поликлиник и др.) (см. ст. 2.4 КоАП РФ). Административную ответственность по данной статье могут нести и граждане (достигшие 16-летнего возраста), если они препятствуют проведению публичного мероприятия (в том числе граждане, выступающие в роли общественных или партийных активистов либо так называемых "провокаторов" и т.п.).

Субъективная сторона данного правонарушения обычно характеризуется умыслом, реже - неосторожностью (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Своеобразной "зеркальной" противоположностью комментируемой статье является ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность для организаторов и участников публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. В отличие от комментируемой статьи она применяется достаточно часто.