Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума

1. Непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

2. Непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

Комментарий к статье 5.17 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с финансированием выборов (референдума), регулируемые соответствующими федеральными законами (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1) и законами субъектов РФ.

2. Установлен порядок финансового обеспечения подготовки и проведения выборов (референдума) и, в частности, порядок формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, фондов референдума, порядок расходования средств этих фондов, а также порядок предоставления финансовых отчетов об источниках и размерах перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума средств, о произведенных затратах на проведение выборов и референдумов (см. ст. ст. 57 - 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании, в том числе проведения предвыборной агитации, после специального уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой комиссией. Избирательные объединения обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей соответствующими избирательными комиссиями. Для формирования избирательного фонда открываются специальные счета в кредитных организациях - банках.

Для проведения выборов в федеральные органы государственной власти Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ принято Постановление от 19 июля 1996 г. "О порядке открытия и ведения специальных временных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации".

Инициативными группами по проведению референдума создаются фонды референдума, правила расходования средств и порядок финансовой отчетности которых устанавливаются Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", федеральными законами, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Также могут быть созданы фонды референдума инициативными агитационными группами участников референдума в целях проведения агитации по вопросам референдума.

3. Законодательство о выборах и референдумах устанавливает порядок, сроки и периодичность представления всех финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума и банков - держателей избирательных счетов об источниках и размерах средств, перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение выборов, референдума.

4. Если кандидат утратил свой статус, то обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом. Если кандидат в результате выборов избран депутатом или на иную выборную должность, то при сдаче итогового финансового отчета он именуется соответствующим образом.

5. Банк - держатель счета избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума по требованию соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума обязан периодически предоставлять ей информацию (сведения) о поступлении и расходовании средств, находящихся на счетах указанных субъектов. Это позволяет комиссиям осуществлять контроль за правильностью соблюдения владельцами счетов требований, предъявляемых к формированию и расходованию находящихся на них средств (см. также комментарий к ст. 5.18).

6. Объективную сторону правонарушения по ч. 1 рассматриваемой статьи составляет бездействие (реже - действия) кандидата (или лица, являвшегося таковым), лица, избранного депутатом или на иную выборную должность, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, банка, выражающееся в следующем: а) непредоставление в указанный законом срок финансового отчета (банком - сведений) о размерах и источниках поступлений в избирательные фонды (фонды референдума) и обо всех произведенных затратах; б) неполное предоставление установленных законом сведений; в) предоставление недостоверных отчета или сведений.

7. Субъекты правонарушений по ч. 1 данной статьи - кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы (агитационной) участников референдума, должностное лицо кредитной организации - банка.

8. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

9. Законодательство РФ о выборах и референдумах устанавливает, что избирательные комиссии (комиссии референдума) до дня голосования периодически направляют в СМИ для опубликования сведения (или копии финансовых отчетов) о поступлении и расходовании средств избирательных фондов (фондов референдума).

10. Объективную сторону правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи составляет бездействие председателя избирательной комиссии или комиссии референдума, выразившееся в непредоставлении, либо неполном, либо несвоевременном предоставлении в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.

11. Субъекты правонарушения по ч. 2 данной статьи - председатели избирательных комиссий, комиссий референдума всех уровней.

12. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.17 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с финансовым обеспечением избирательных кампаний (кампаний референдума) кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума). Непосредственный объект - установленные законом правила, обязывающие названных в статье участников избирательного (референдумного) процесса (кандидатов и др.) представлять в избирательные комиссии (комиссии референдума) в установленные сроки полные и достоверные финансовые отчеты и сведения об источниках и размерах своего фонда и произведенных на кампанию затратах.

Порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения в ходе подготовки и проведения выборов (в частности, порядок формирования и расходования средств специальных фондов, а также порядок предоставления финансовых отчетов и сведений об источниках и размерах перечисленных в избирательные фонды средств и обо всех произведенных затратах) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ. Что касается финансирования деятельности инициативных и иных групп по проведению референдума, то помимо названного Федерального закона эти отношения (в зависимости от вида референдума - федеральный, региональный или местный) регулируются соответственно Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" и законами субъектов РФ. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, все финансовые операции (поступление и расходование средств) со специальными счетами кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума), открываемыми ими для формирования их избирательных фондов (фондов референдума), регулируются (применительно к уровню проводимых выборов и референдумов) нормативными актами (инструкциями и т.п.) Центральной избирательной комиссии РФ по согласованию с Центральным банком РФ и избирательными комиссиями субъектов РФ по согласованию с соответствующими региональными подразделениями (управлениями) Центробанка России.

Регулируя порядок финансирования избирательных (референдумных) кампаний, федеральный законодатель устанавливает обязанность кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп участников референдума) представлять в избирательную комиссию (комиссию референдума) в определенный срок финансовые отчеты об источниках и о размерах средств и обо всех произведенных затратах на избирательную кампанию (кампанию референдума) (п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Также в Законе предусмотрена обязанность кредитной организации (т.е. банка, в котором был открыт специальный счет кандидата, избирательного объединения, фонда референдума) периодически предоставлять по требованию соответствующей избирательной комиссии (комиссии референдума) информацию (сведения) о поступлении и расходовании средств, находящихся на счетах указанных субъектов (п. 7 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи, состоит в бездействии или двух возможных действиях со стороны указанных лиц, в частности, таких как:

- непредоставление в указанный законом срок финансового отчета об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума) и обо всех произведенных затратах;

- неполное предоставление установленных законом сведений; предоставление недостоверных финансового отчета и (или) таких сведений.

Требование об обязательном предоставлении отчета и сведений в установленный срок не означает, что предоставление их после истечения срока исключает административную ответственность по данной статье. Недостоверность отчета, сведений выражается в несоответствии их действительности (например, заниженные цифровые данные отчета, не учтенные поступления от жертвователей или не учтенные фактически произведенные финансовые операции и т.п.).

Оконченным данное правонарушение считается с момента истечения установленного срока предоставления отчета, сведений либо с момента предоставления их неполными или недостоверными.

В ч. 2 комментируемой статьи установлена административная ответственность председателя избирательной комиссии (комиссии референдума) за непредоставление либо неполное или несвоевременное предоставление (отправка) указанных сведений в средства массовой информации для опубликования. Такая ответственность конкретного должностного лица базируется на установленной законом обязанности избирательных комиссий (комиссий референдума) периодически направлять в средства массовой информации для опубликования сведения (или копии финансовых отчетов) о поступлении и расходовании средств избирательных фондов (фондов референдума) (п. п. 8, 9.1 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Основываясь на буквальном толковании термина "опубликование", представляется, что речь в данной статье идет о предоставлении сведений и отчетов в печатные (а не электронные) средства массовой информации. При этом в комментируемой статье не устанавливается ни вид, ни количество средств массовой информации, в которые должны направляться такие сведения. В то же время указанный Федеральный закон обязанность их опубликования накладывает на редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий (п. п. 8, 9.1 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Объективную сторону данного правонарушения составляет невыполнение вышеуказанного требования (то есть непредставление сведений либо копий финансовых отчетов), выражающееся в бездействии председателя избирательной комиссии (комиссии референдума) или в действиях ненадлежащего характера (неполное или несвоевременное представление сведений или отчетов).

3. Помимо председателя избирательной комиссии (либо лица, исполнявшего его обязанности) как специального субъекта ответственности по ч. 2 комментируемой статьи, возможные субъекты данных правонарушений по ч. 1 этой же статьи перечислены в самой статье:

- кандидат (лицо, являвшееся кандидатом, лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность - т.е. бывший кандидат);

- уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной (например, агитационной) группы участников референдума;

- должностное лицо (например, управляющий, директор и т.п.) кредитной организации, т.е. банка. Административную ответственность самого банка (кредитной организации) как юридического лица комментируемая статья не устанавливает.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в том, что они могут быть совершены умышленно или по неосторожности (например, непредоставление в установленный срок отчетов и сведений по забывчивости).