Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ
Комментарий к статье 5.16 КоАП РФ
1. Комментируемая статья существенно изменила содержание диспозиции ст. 5.16 КоАП РФ, действовавшей до 4 июля 2003 г. Понятие "подкуп избирателей" ныне сопоставлено с аналогичным понятием в УК РФ (ст. 184, ст. 204) и в данной статье не раскрыто.
2. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
3. Данные общественные отношения регулируются федеральным законодательством о выборах и референдумах (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), а также законодательством субъектов РФ.
4. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям и лицам, участвующим в агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума, в частности вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей и т.п.), бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, в том числе по итогам голосования.
5. Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица или уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также зарегистрированные после начала кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами, членами которых являются названные лица, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью (о понятии "благотворительная деятельность" см. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.
6. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в действиях, нарушающих перечисленные в п. п. 4 и 5 комментария запреты. Ответственность наступает только при их осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
7. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, сами избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы, уполномоченные представители и доверенные лица названных субъектов и др.
8. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно, а в случае нарушения правил благотворительной деятельности - и по неосторожности.
9. Рассмотренный состав правонарушения является смежным с составом преступления, предусмотренным п. "а" ч. 2 ст. 141 УК РФ, при наличии в криминальном деянии признаков подкупа.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.16 КоАП РФ
1. Комментируемой статьей установлена административная ответственность за подкуп избирателей (участников референдума) и незаконную благотворительную деятельность в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Общим объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением демократических выборов и референдумов. Родовой объект нарушения - общественные отношения, связанные с проведением агитации на выборах и референдуме. Непосредственный объект - правила проведения избирательной кампании (кампании референдума), исключающие подкуп избирателей (участников референдума) и незаконную благотворительную деятельность.
Правовое регулирование отношений в период избирательной (референдумной) кампании установлено Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Данный Закон запрещает кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативным и иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям, участвующим в проведении агитации, осуществлять подкуп избирателей (участников референдума).
Понятие "подкуп" в комментируемой статье не раскрывается. Зато подкуп избирателей (участников референдума) достаточно подробно характеризуется в п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Подкупом являются:
- вручение избирателям (участникам референдума) денежных средств, подарков и иных материальных ценностей (кроме как за выполнение организационной работы - сбор подписей избирателей, осуществление агитации);
- вознаграждение избирателей (участников референдума), выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение;
- льготная распродажа товаров, бесплатное распространение любых товаров (за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании (кампании референдума);
- предоставление избирателям (участникам референдума) услуг безвозмездно или на льготных условиях.
По сути, к подкупу (хотя это скорее покушение на подкуп) приравнено также воздействие на избирателей (участников референдума) посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законом решений органов государственной и муниципальной власти (п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Важно отметить, что указанный перечень действий, характеризующих подкуп, как отмечено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5, не подлежит расширительному толкованию.
Как видим, подкуп избирателей (участников референдума) возможен в различных формах и различными способами: это бесплатное (либо на льготных условиях, по заниженным ценам) вручение (передача) имущества, материальных ценностей (денег, продуктов, товаров, книг, подарков и др.) либо бесплатное оказание услуг и осуществление работ (ремонт, например, подъездов многоквартирного дома, перевозки грузов, лечение и т.п.). Деньги, например, могут передаваться лично или через посредников (помощников, доверенных лиц), перечисляться на телефонный номер или банковский счет и т.п.
Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативной и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании (кампании референдума) организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления (руководства) которых являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании (кампании референдума) не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Более того, иным физическим и юридическим лицам также запрещено осуществлять в этот период благотворительную деятельность по просьбе, поручению или от имени указанных лиц (п. 5 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Понятие благотворительной деятельности дано в Федеральном законе от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ст. 1) - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На практике такая деятельность может выражаться, например, в организации и выполнении для избирателей бесплатных концертов, автобусных поездок на экскурсию и т.п., в материальной поддержке домов престарелых и инвалидов и др. При этом все упомянутые действия и мероприятия, расцениваемые как незаконная благотворительная деятельность, должны иметь место в период избирательной кампании (кампании референдума), в том числе, например, непосредственно в день голосования.
2. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в разнообразных вышеуказанных действиях, нарушающих перечисленные запреты и ограничения.
Административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных выше действий.
3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица или организации (юридические лица), прямо или косвенно участвующие в организации и осуществлении таких мероприятий и действий: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений (инициативных групп участников референдума), сами избирательные объединения, уполномоченные представители и доверенные лица названных кандидатов и объединений и др.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется только прямым умыслом (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней).