Статья 5.15. Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума

____________________________________________________________________
Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 222-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 222-ФЗ - см. статью 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 222-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________
1. Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для встреч с избирателями, участниками референдума помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, об условиях, на которых помещение было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

2. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума на предоставление для встреч с избирателями, участниками референдума помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, или нарушение равных условий предоставления такого помещения -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 222-ФЗ.

Комментарий к статье 5.15 КоАП РФ

1. Новая редакция комментируемой статьи введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 222-ФЗ в целях реализации установленных дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч перечисленных в данной статье лиц с избирателями и участниками референдума.

Объектами правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, порядком проведения выборов и референдумов. Непосредственными объектами посягательства являются право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) России, субъектов РФ или муниципальных образований превышает 30 процентов при условиях, предусмотренных данной статьей (ч. ч. 1 и 2), для встреч с избирателями, участниками референдума, и право на равные условия предоставления таких помещений.

2. Названное право реализуется при проведении агитации посредством массовых мероприятий. Оно находит свое закрепление в федеральных законах, законах субъектов РФ о выборах и референдумах, например в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 53) и др. (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).

3. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, в том числе путем предоставления соответствующего помещения для проведения этих массовых мероприятий.

Заявления о выделении помещений для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц, доверенных лиц избирательных объединений с избирателями, а также представителей инициативной группы по проведению референдума и инициативной агитационной группы с участниками референдума для обсуждения выносимых на референдум вопросов рассматриваются собственником, владельцем помещения в течение трех дней со дня их подачи.

По заявке названных выше лиц помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (референдума), могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на установленное время для встреч кандидатов, представителей избирательных объединений и их доверенных лиц, инициативных групп по проведению референдума с избирателями, участниками референдума.

Если указанное помещение было предоставлено для проведения массового мероприятия одному из кандидатов, избирательному объединению, то собственник помещения не вправе отказать в этом другому кандидату, избирательному объединению. Все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума и инициативные агитационные группы должны пользоваться помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на равных условиях, а избирательные комиссии обязаны обеспечить для них равные возможности при проведении массовых мероприятий.

В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) собственник, владелец помещения не позднее следующего дня обязаны уведомить в письменной форме избирательную комиссию (комиссию референдума) о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.

В целях обеспечения равных условий предоставления помещений комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения указанным лицам, в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в сети Интернет или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума (иных групп участников референдума).

4. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, составляют действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие порядок и сроки уведомления избирательной комиссии (комиссии референдума): а) о факте предоставления помещения для встреч с избирателями, участниками референдума; б) об условиях, на которых помещение было предоставлено; в) о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим указанным выше участникам избирательной кампании, кампании по проведению референдума.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, составляют действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих право на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, кампании референдума (нарушение срока рассмотрения заявления о выделении соответствующего помещения; нарушение равных условий пользования помещениями путем предоставления помещения безвозмездно в пользование одному зарегистрированному кандидату и отказа другому и т.д.).

5. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица собственника, владельца помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (референдума).

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, кроме того, могут быть еще и члены избирательных комиссий, комиссий референдума.

6. С субъективной стороны правонарушение может характеризоваться как умышленное или неосторожное.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.15 КоАП РФ

1. В комментируемой статье предусмотрены два состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, связанные с проведением демократических выборов и референдумов. Родовым объектом обоих нарушений выступают отношения по проведению агитации на выборах (референдумах). Непосредственным объектом правонарушений являются:

- установленные законом порядок и сроки уведомления избирательной комиссии (комиссии референдума) о факте предоставления кандидату, избирательному объединению, инициативной группе участников референдума помещения для встреч с избирателями;

- право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на получение (предоставление) и пользование помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями (участниками референдума).

Упомянутые правила, условия и гарантии находят свое закрепление в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 53), в других федеральных и региональных законах о выборах и референдумах.

В соответствии с п. 1 ст. 53 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий (собраний, встреч и т.п.). Собственники и владельцы помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляют их по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (инициативной или иной группы участников референдума) на время, установленное избирательной комиссией (комиссией референдума), для проведения встреч с избирателями (участниками референдума). Заявки на выделение помещений рассматриваются собственниками и владельцами этих помещений в течение трех дней (п. п. 3, 5 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Если указанное помещение (а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении выборов (референдума) в своем уставном капитале долю России, субъектов РФ и (или) муниципальных образований, превышающую 30 процентов, было предоставлено для проведения публичного мероприятия одному из кандидатов, избирательному объединению, то собственник (или владелец) помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению на таких же условиях. На помещения, находящиеся в частной собственности, данные требования не распространяются.

В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной или иной группе участников референдума собственник (либо владелец) такого помещения обязан не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, уведомить в письменной форме избирательную комиссию (комиссию референдума) о состоявшемся факте и условиях предоставления помещения, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным и иным группам участников референдума. Закон обязывает также избирательные комиссии (комиссии референдума) обеспечить равные условия предоставления указанных помещений и проведения публичных мероприятий для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп участников референдума (п. 4 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, формальный. Объективную сторону этого правонарушения образуют действия (бездействие) должностного лица, нарушающие вышеуказанные правила, касающиеся выполнения обязанности предоставления помещения для проведения публичных мероприятий и уведомления избирательной комиссии (комиссии референдума) об этом в установленный срок. Это может выражаться в неуведомлении или несвоевременном уведомлении избирательной комиссии (комиссии референдума) о состоявшемся факте и условиях предоставления соответствующего помещения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, является своеобразным "результатом" правонарушающего действия, предусмотренного ч. 1 этой же статьи. Нарушение права на предоставление помещения на равных условиях может иметь самые разнообразные формы: не было сделано уведомление, избирательная комиссия, а также кандидат или избирательное объединение оказались в неведении, и в результате их право было нарушено. Кроме того, может иметь место прямой отказ в предоставлении помещения, затягивание рассмотрения заявки, предоставление неотапливаемого помещения или на неудобное время, срыв (запрет на проведение под разными предлогами) уже назначенного собрания и т.п.

Правонарушения могут быть совершены как в форме действий, так и бездействия (например, неуведомление или непредоставление помещения). Оконченным правонарушение считается с момента совершения любого из указанных действий.

3. Субъектом этого правонарушения является должностное лицо, например, директор дома культуры, филармонии, дворца спорта и т.п. Это не просто собственник или иной владелец помещения, а лицо, обладающее признаками должностного лица, указанными в ст. 2.4 КоАП РФ. Должностные лица (председатель, секретарь и др.) избирательных комиссий (комиссий референдума) могут нести административную ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи.

4. С субъективной стороны анализируемое правонарушение обычно характеризуется умышленной формой вины, реже - неосторожной (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье вправе составлять уполномоченные избирательной комиссией (комиссией референдума)ее члены с правом решающего голоса (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).