(наименование в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ
1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, -
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Часть дополнительно включена с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ
Комментарий к статье 5.12 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), а также законодательными актами субъектов РФ.
2. Законодательство определяет общий порядок и правила проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и, в частности, правила изготовления и условия распространения агитационных печатных и аудиовизуальных материалов (см., например, ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума вправе выпускать агитационные материалы (печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации и предназначенные для массового распространения (продажи, подписки, доставки, раздачи) и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума, например листовки, плакаты и пр.).
Выпускаемые агитационные материалы должны содержать наименования (включая организационно-правовую форму) и юридические адреса организаций или фамилии, имена, отчества и места жительства лиц, изготовивших данные материалы; наименование организации или фамилию, имя, отчество лица, заказавших изготовление материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска.
Изготовление анонимных агитационных печатных материалов запрещается. В содержании агитационных предвыборных материалов недопустимы призыв к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению территориальной целостности России, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Не допускаются выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Кроме того, законодательство запрещает распространение ложных сведений о кандидате, а также совершение иных действий, порочащих его честь и достоинство.
3. Запрещается изготовление агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, а также агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и без указания информации об этой оплате.
Запрещается распространение агитационных материалов, если экземпляры этих материалов до начала их распространения не были представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума вместе со сведениями о месте нахождения (адресе) организации (лица), изготовивших и заказавших эти материалы, в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума.
4. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает не по комментируемой статье, а по ст. 5.8 КоАП РФ.
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в действиях (бездействии), повлекших изготовление и распространение в период подготовки и проведения выборов (референдума) агитационных печатных материалов, не содержащих необходимой, полной и достоверной информации или с нарушением иных требований, названных в п. п. 2, 3 комментария к статье.
6. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев указанных объектов и на их условиях.
Запрещается вывешивать (размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
7. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в действиях, нарушающих указанные в п. 6 комментария условия размещения печатных агитационных материалов.
8. Субъектами данных правонарушений могут быть как граждане, так и должностные лица, а также юридические лица - организации, заказавшие, изготовившие или разместившие агитационные материалы.
9. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.12 КоАП РФ
1. В комментируемой статье предусмотрена административная ответственность за два правонарушения, касающиеся:
- изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
- размещения печатных агитационных материалов.
Общим объектом обоих правонарушений являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых - отношения по проведению предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума), являющиеся родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект - установленные законом правила:
- изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов (ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ);
- правила размещения печатных агитационных материалов (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ).
Объективная сторона обоих правонарушений выражается в действиях (бездействии), влекущих нарушение вышеуказанных правил, установленных Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными и региональными законами о выборах и референдумах.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ агитационные материалы - это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).
Печатные материалы - это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы - изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).
Основные правила и условия выпуска и распространения этих и иных агитационных материалов, являющиеся непосредственными объектами данных правонарушений, нормативно сформулированы в ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и заключаются (применительно к комментируемой статье) в следующем.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, предназначенные к распространению, должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (п. 2 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Экземпляры печатных агитационных материалов (или их копии), аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением (инициативной или иной группой участников референдума) в соответствующую избирательную комиссию (комиссию референдума). Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы (п. 3 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу (п. 5.1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Также запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (п. 5 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Кроме того, Закон запрещает распространение агитационных материалов с нарушением требований к использованию в них изображения физического лица, а также высказываний физического лица о кандидате и об избирательном объединении без письменного согласия данного физического лица (за некоторыми исключениями - см. подп. "а" - "д" п. 9 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), которое должно быть представлено в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов.
2. Объективную сторону административного нарушения составляет как минимум одно из шести правонарушающих действий, указанных в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи:
- изготовление (или распространение) печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих информации о их тираже, дате выпуска, об оплате из средств соответствующего фонда, наименовании, юридическом адресе и идентификационном номере налогоплательщика организации (либо о фамилии, имени, отчестве и месте жительства лица), изготовившей эти материалы, а также о наименовании организации (либо о фамилии, имени, отчестве лица), заказавших агитационные материалы;
- изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых вышеперечисленные данные указаны неверно;
- изготовление (или распространение) печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу;
- изготовление (или распространение) печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума);
- распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию (комиссию референдума) вместе со сведениями о месте нахождения организации (об адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей эти материалы;
- распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении.
Одно из правонарушающих действий, совершаемых изготовителями (организациями и индивидуальными предпринимателями) агитационных печатных материалов, в частности выполнение работ или оказание услуг по изготовлению таких материалов без обязательного предварительного опубликования сведений о размере и других условиях их оплаты, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.51 КоАП РФ.
Данное правонарушение может быть совершено как в форме действий (имеется в виду "изготовление" упомянутых материалов), так и бездействия (например, неуказание данных о тираже, о заказчике, об изготовителе и т.п.).
Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция - партия агитационных материалов. Поэтому понимание термина "изготовление" затруднений не вызывает. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).
Полнота и точность юридического адреса, места нахождения, места жительства определяется по правилам ст. ст. 54, 20 ГК РФ и п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Вопрос вызывает понимание нормативного положения "перечисленные данные указаны неверно". Представляется, что состав правонарушения будет только в том случае, когда "неверность данных" будет не следствием технической ошибки (например, в наименовании организации или в одной-двух цифрах ИНН и т.п.), а результатом намеренного искажения этих сведений, в связи с чем невозможно даже примерно определить (идентифицировать), например, тираж изготовленных материалов или установить точное место нахождения организации или место жительства физического лица (гражданина), заказавшего агитационные материалы, и т.п.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ, проявляется в действиях, нарушающих условия размещения печатных агитационных материалов, установленные в п. п. 7 - 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
По общему правилу печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов (за исключением специально отведенных для этого мест) (п. 8 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии (комиссии референдума), помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них (п. 10 ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
3. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане, должностные лица (см. ст. 2.4 КоАП РФ), юридические лица (ст. 2.10 КоАП РФ), которые в данных отношениях действуют в качестве тех, кто заказывал, изготавливал или размещал (распространял) агитационные материалы. Юридические лица зачастую выступают в качестве изготовителя агитационных материалов (обычно это типографии, издательства и другие полиграфические организации разных организационно-правовых форм).
4. Субъективная сторона данных правонарушений обычно характеризуется умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ) и реже - неосторожной (если, например, изготовитель агитационного материала "забыл" указать какие-то из обязательных сведений).