Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом (абзац дополнен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ
Комментарий к статье 5.11 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов в Российской Федерации, регулируемые соответствующим федеральным законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), законодательными актами субъектов РФ. Непосредственным объектом правонарушения являются порядок и правила проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
2. Определения понятий предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума даны в п. 4 комментария к ст. 5.8.
3. Не имеют права участвовать в агитации при проведении выборов и референдумов избирательные комиссии, комиссии референдума и их члены, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием должностного или служебного положения, иностранные граждане и юридические лица, международные организации, воинские части и военные организации (см. п. п. 7, 8 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. 4 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации"; п. 7 ст. 55 Федерального закона от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; п. 5 ст. 60 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" и др.).
Исключение составляет возможность проведения предвыборной агитации в СМИ лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, если эти лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности, а также возможность проведения указанными лицами агитации по вопросам референдума, в том числе через СМИ, без использования преимуществ своего должностного или служебного положения.
4. Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями упомянутых выше лиц по проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в любых формах, включая организацию и проведение массовых мероприятий, публикации в СМИ, распространение агитационных материалов и т.д.
Правонарушение может также выражаться в действии, нарушающем законодательный запрет на прямое или косвенное привлечение к агитационной деятельности лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображения или высказывания таких лиц в агитационных материалах, кроме изображения кандидата со своими несовершеннолетними детьми.
5. Административную ответственность в рамках данной статьи несут члены избирательных комиссий, комиссий референдума, должностные лица органов государственной власти и иных государственных органов, органов местного самоуправления, руководители благотворительных организаций, религиозных объединений, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей либо использующие при агитации преимущества должностного или служебного положения. Среди указанных субъектов могут быть как должностные лица, так и граждане.
Среди юридических лиц субъектами данного правонарушения могут быть избирательные комиссии, комиссии референдума, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные и религиозные организации.
Что касается привлечения к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые ко дню голосования не достигнут 18 лет, то ответственность за это деяние могут нести граждане, должностные лица и юридические лица - кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители, избирательные объединения, члены инициативной агитационной группы участников референдума и др.
6. Данное правонарушение может быть совершено умышленно, а в ряде случаев - и по неосторожности.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.11 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают отношения по поводу агитации в ходе избирательной кампании (кампании референдума). Непосредственный объект правонарушения - установленные законом правила, касающиеся состава участников (субъектов) агитационной кампании, в частности, запрещающие проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) некоторым физическим и юридическим лицам.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. 48 п. 7) полностью запрещает проводить предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума), выпускать и распространять любые агитационные материалы:
- федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
- воинским частям, военным учреждениям и организациям;
- благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям;
- избирательным комиссиям (комиссиям референдума), членам комиссий с правом решающего голоса;
- иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
- международным организациям и международным общественным движениям;
- лицам, в отношении которых решением суда в ходе избирательной кампании (кампании референдума) установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ - экстремизм, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п.
2. Объективная сторона правонарушения характеризуется активными агитационными действиями лиц, которым закон запрещает проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в любых формах (включая организацию публичных мероприятий, распространение агитационных материалов и др.).
Противоправными являются также действия, совершаемые вопреки законодательному запрету о привлечении к агитационной деятельности лиц, которые не достигли и не достигнут возраста 18 лет на день голосования. Объективная сторона таких правонарушающих действий выражается в использовании при этом запрещенных законом форм и методов воздействия по отношению к несовершеннолетним (например, использование изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах (кроме изображения кандидата со своими детьми),насилие по отношению к ним и др.).
Существенный признак объективной стороны правонарушения - не только участие в агитации лиц, не имеющих на это права, но и проведение ее в формах и методами, которые запрещены федеральным законом. Это значит, что действие данной статьи, судя по ее диспозиции, распространено также и на лиц, которые хотя и имеют право участвовать в агитации, но не должны при этом нарушать установленные законом требования. Так, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности:
- не могут вести агитацию при исполнении должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием своего должностного или служебного положения;
- не могут проводить предвыборную агитацию (но не агитацию по вопросам референдума!) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях (за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности) (п. п. 8, 8.1 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Государственные и муниципальные служащие, лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (за исключением политических партий), также не могут вести агитацию при исполнении должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием своего должностного или служебного положения.
Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной (в том числе агитационной) кампании (кампании референдума), установлен п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию (см. п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5).
Ограничения на проведение агитации установлены еще в отношении двух категорий участников избирательного (референдумного) процесса. Так, члены и участники религиозных объединений не вправе агитировать при совершении обрядов и церемоний. Представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации (см. п. 52 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), запрещено агитировать при осуществлении ими профессиональной деятельности.
В то же время необходимо отметить, что применение незаконных форм и методов агитации само по себе может образовать составы ряда самостоятельных административных правонарушений (например, ч. 2 ст. 5.12; ст. ст. 5.18 - 5.20 КоАП РФ), а использование лицом (из вышеуказанного списка) в ходе избирательной кампании преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата (списка кандидатов) образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.45 КоАП РФ.
Данное административное правонарушение может быть совершено только в форме действий и считается оконченным с момента, когда фактически началась агитация, то есть совершено хотя бы одно действие, которое можно характеризовать как агитацию.
3. Субъект правонарушения - специальный, он определен законодательно и состоит из лиц, которым запрещено или ограничено проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) (п. 7 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Административную ответственность в рамках комментируемой статьи могут нести вышеуказанные лица, которым запрещено проведение агитации. В их числе как граждане (например, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, иностранные граждане, лица, в отношении которых решением суда в период избирательной кампании установлен факт агитации, содержащей экстремизм или возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь и т.п.), так и должностные лица (например, председатель или секретарь избирательной комиссии с правом решающего голоса, руководитель государственного органа и т.п.), а также юридические лица (например, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, военные учреждения и организации, благотворительные и религиозные организации, избирательные комиссии, иностранные юридические лица, международные организации и общественные движения).
4. Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения обычно характеризуется умышленной формой вины - прямым умыслом, реже - косвенным (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней). Но не исключается проведение агитационных действий по неосторожности (например, по незнанию законодательных запретов и ограничений).