Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 5.13 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с конституционным правом граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данная статья призвана охранять права зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, а также не допускать злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации.
2. В федеральных законах о выборах (см. их перечень в п. 2 комментария к ст. 5.1) имеется положение о том, что теле- и радиопрограммы на каналах организаций телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства и деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление такой возможности может явиться основанием для привлечения указанных СМИ и их должностных лиц к административной ответственности.
3. Под информацией, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, следует понимать какие-либо факты из биографии кандидата, его деятельности, личной жизни и т.п. Информация, способная нанести ущерб деловой репутации избирательного объединения, может касаться его деятельности, политической программы и т.п. Такого рода информация может иметь как достоверный, так и недостоверный характер. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение могут дать опровержение или иное разъяснение в тех же СМИ. Порядок и условия предоставления эфирного времени или печатной площади для подобного опровержения или разъяснения устанавливаются законодательством о выборах и референдумах.
4. Объективная сторона данного правонарушения заключается в бездействии организаций, осуществляющих телерадиовещание, периодических печатных изданий или их должностных лиц, которое заключается в непредоставлении зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в тех же СМИ опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.
Квалифицирующим признаком объективной стороны является время - важно, чтобы опровержение или иное разъяснение появилось до окончания срока предвыборной агитации, так как обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения может повлиять на исход выборов.
5. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть любые СМИ - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, а также их должностные лица - руководители, главные редакторы, редакторы и т.п.
6. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.13 КоАП РФ
1. Комментируемая статья направлена на охрану таких человеческих нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация (ст. ст. 150, 152 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.
Общим объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых - отношения по проведению предвыборной агитации, являющиеся родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект правонарушения - установленное законом правило об обязательности предоставления средством массовой информации (СМИ) возможности опубликования опровержения или иного разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации.
Одним из способов защиты нарушенного права со стороны потерпевшего лица является право на опровержение (ч. 1 ст. 152 ГК РФ, ст. 43 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1).
В рамках избирательной кампании основания для использования такого права могут возникнуть у кандидата и избирательного объединения (в отношении деловой репутации) в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных опорочить, нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации.
Под информацией, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата (деловой репутации избирательного объединения), следует понимать какие-либо сведения, их касающиеся, если они не соответствуют действительности.
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" несоответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Общий порядок и условия опровержения, а также иного разъяснения в защиту чести, достоинства и деловой репутации установлены соответственно в ст. 152 ГК РФ, ст. 44 и ст. 46 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152 ГК РФ).
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Как сказано в ст. 44 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1, опровержение должно последовать:
- в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;
- в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.
В Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ (п. 6 ст. 56) установлено, что организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Под термином "иное разъяснение" в защиту чести, достоинства и деловой репутации следует понимать, в частности, ответ (на публикацию), комментарий, реплику (см. ст. 46 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1).
Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством. Именно в неисполнении этой обязанности и состоит диспозиция комментируемой статьи.
2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии средства массовой информации (организации телерадиовещания или периодического печатного издания), обнародовавшего (опубликовавшего) ранее материалы, способные нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации. На практике это заключается в непредоставлении (отказе в предоставлении) зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в этом же средстве массовой информации опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.
Одним из значимых признаков объективной стороны является время, поскольку правонарушение будет считаться совершенным, если возможность обнародования (опубликования) опровержения или иного разъяснения не была предоставлена до окончания срока предвыборной агитации. Данное правонарушение считается оконченным с момента непредоставления возможности обнародовать опровержение, когда уже объективно невозможно выполнить данное требование в установленный срок. Обнародование (опубликование) опровержения по окончании этого периода не освобождает виновное лицо от административной ответственности.
3. Субъектами анализируемого правонарушения являются: должностные лица и юридические лица. Под должностными лицами по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ и ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 понимаются главные редакторы, редакторы и иные руководящие работники организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
Юридическими лицами могут быть любые организации, осуществляющие выпуск СМИ (п. п. 4 - 6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1): периодические печатные издания (газеты, журналы и т.п.), сетевые издания (зарегистрированные сайты в сети Интернет) и организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание - телеканал и радиоканал (совокупность теле-, радиопрограмм и иных аудиовизуальных и звуковых сообщений и материалов), иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1).
Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется тем, что оно может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.