(Дополнительно включена с 24 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 176-ФЗ; утратила силу с 1 сентября 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ.)
Комментарий к статье 23.72 КоАП РФ
1. Комментируемая статья введена в Кодекс Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Статья устанавливает полномочия органов по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2011 г. N 270 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), ныне является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).
Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 (с изм. и доп.). Руководство ФСФР России осуществляет Правительство РФ.
2. Содержание понятия "страховая организация" в федеральных законах не раскрывается. В ст. 938 ГК РФ и в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп.) (далее - Закон об организации страхового дела) указанное понятие используется как синоним понятия "страховщик". В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об организации страхового дела страховщиками являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном указанным Законом порядке.
3. Органы ФСФР России наделены правом применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ.
Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свои полномочия непосредственно и через территориальные органы.
4. В отношении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 15.27 Кодекса, установлена альтернативная подведомственность. Должностное лицо органа ФСФР России, к которому поступило дело о таком правонарушении, при необходимости применения к должностному лицу дисквалификации, а к юридическому лицу административного приостановления деятельности передает дело на рассмотрение судье районного суда (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
5. Наряду с применением мер административного наказания в соответствии со ст. 32.6 Закона об организации страхового дела органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, наделены правом давать страховым организациям предписания об устранении нарушения страхового законодательства, а также принимать решение об ограничении и приостановлении действия лицензии в случае неисполнения такого предписания.
В соответствии со ст. 32.8 указанного Закона орган страхового надзора вправе принять решение об аннулировании лицензии в случае неустранения в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии. В числе правовых последствий аннулирования лицензии - ликвидация страховщика.