Представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Комментарий к статье 16.7 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с производством таможенных операций, в том числе таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
2. Необходимость введения данной статьи обусловлена особым статусом таможенного представителя, а также отсутствием в КоАП института соучастия. В ТК ТС и Законе о таможенном регулировании термин "таможенный брокер (представитель)" заменен термином "таможенный представитель".
Статус таможенного представителя определен исключительно как представителя с правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей декларанта и иных участников таможенных правоотношений. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей (ст. 12 ТК ТС).
Таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенных целей. В соответствии со ст. 16 ТК ТС в обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц.
Таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей декларанта, предусмотренных ст. 188 ТК ТС. Отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора. При оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем (ст. 60 Закона о таможенном регулировании). Следовательно, при сообщении таможенному органу представителем недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах возможна ситуация, когда представитель действовал в сговоре с представляемым, т.е. фактически являясь соучастником последнего.
3. Состав данного правонарушения охватывает не только этап декларирования, но и этапы прибытия товаров на таможенную территорию, помещения товаров под процедуру таможенного транзита, т.е. все этапы таможенной процедуры, когда таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
Обязательным признаком состава данного правонарушения является наступление неблагоприятных последствий - сообщение (заявление) таможенному органу недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах.
Иными лицами, которыми представляются документы, повлекшие представление недостоверных сведений таможенному органу, помимо таможенного представителя может быть, в частности, любое иное лицо, действующее по поручению перевозчика при прибытии товаров (ст. 194 Закона о таможенном регулировании), лицо, действующее по доверенности физического лица, перемещающего товары для личного пользования (п. 6 ст. 286 ТК РФ). Действия указанного лица образуют объективную сторону состава правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 16.1, ч. ч. 2, 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ.
Под недостоверными сведениями в контексте данной статьи следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена ч. 3 ст. 16.1, ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ.
См. по этому вопросу п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
4. Субъект правонарушения определен в диспозиции статьи. В зависимости от стадии таможенной процедуры, когда таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах, таким лицом может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, перевозчик, декларант.
5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8), а также судьи (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 16.7 КоАП РФ
1. Объектом состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления документооборота при совершении таможенных операций.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения заключается в противоправных действиях, выразившихся в предоставлении таможенному представителю или иному лицу документов для предоставления их в таможенный орган, повлекшее сообщение недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных запретов и ограничений, которые определены международно-правовыми соглашениями или законодательством государств - членов ТС. Таможенным представителем, по смыслу настоящей диспозиции, в соответствии со ст. 12 ТК ТС признается юридическое лицо государств - членов ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС на территории государства - члена ТС, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Иными лицами, которыми предоставляются указанные документы, являются таможенный перевозчик (ст. ст. 18 - 22 ТК ТС), владелец склада временного хранения (ст. ст. 23 - 27 ТК ТС), владелец таможенного склада (ст. ст. 28 - 32 ТК ТС) и уполномоченный экономический оператор (ст. ст. 38 - 41 ТК ТС).
2. Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические лица, как российские граждане, так и иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16-ти лет, должностные и юридические лица, а также индивидуальный предприниматель, которые несут ответственность как юридические лица (ч. 1 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Указанные субъекты по смыслу диспозиции комментируемой статьи должны быть декларантами или иными лицами, определенными международно-правовыми соглашениями или законодательством государств - членов ТС. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС декларантом признается лицо, которое декларирует товары или от имени которого декларируется товар. Иным лицом, или лицом декларирующим товар от имени декларанта, являются таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада и уполномоченный экономический оператор.
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.