1. Непринятие перевозчиком в случае аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев безвозвратной утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
2. Несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, о действии непреодолимой силы или о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Комментарий к статье 16.6 КоАП РФ
1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области таможенного дела, в частности порядок проведения таможенного контроля.
Особенностью таможенных правоотношений является многообразие участвующих в них субъектов. Особую роль при реализации положений таможенного законодательства, в том числе положений, затрагивающих порядок проведения таможенного контроля, играет лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств, т.е. перевозчик (подп. 21 п. 1 ст. 4 ТК ТС). При некоторых таможенных операциях (например, транзите) только перевозчик реально может не допустить несанкционированный ввод товаров во внутренний оборот. В этой связи таможенное законодательство справедливо возлагает на перевозчика обязанности принимать предусмотренные меры в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. ст. 157, 165, 226 ТК ТС, ст. 194 Закона о таможенном регулировании).
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих: доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия; осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах; перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита; перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. О процедуре внутреннего таможенного транзита см. комментарий к ст. 16.1.
Отметим, что ни таможенное законодательство, ни КоАП РФ не содержат указаний о том, какие именно меры должны предприниматься. Представляется, что такие меры должны быть адекватными применительно к конкретной ситуации и направленными на реальное исполнение указанных требований.
Данной статьей не предусматривается ответственность за допущение неразрешенного использования товаров и транспортных средств при применении процедуры таможенного транзита. В этом случае перевозчик может нести ответственность по ст. 16.9 КоАП.
Содержащаяся в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи оговорка об исключении ответственности в случае гибели или утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, представляется излишней. В главе 2 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за виновное действие (бездействие), и раскрывается понятие вины. Если перевозчик не выполнил возложенные на него обязанности вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, такой признак состава, как вина, отсутствует.
3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за процедурное нарушение, выразившееся в невыполнении перевозчиком другой обязанности, предусмотренной ст. ст. 157, 165, 226 ТК ТС, ст. 194 Закона о таможенном регулировании, а именно: в несообщении перевозчиком в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела и о месте нахождения товаров и транспортных средств либо в необеспечении их перевозки в ближайший таможенный орган или иное указанное им место.
4. В расширенный перечень противоправных действий (бездействия), за которые предусмотрена ответственность, включены: непринятие мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств, несообщение в ближайший таможенный орган о соответствующих обстоятельствах и месте нахождения товаров и транспортных средств; необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган в случае доставки товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия, а также в случае осуществления остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией статьи она не применялась в случае доставки товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия, а также если морское (речное), воздушное судно делало вынужденную остановку или посадку на таможенной территории.
5. ТК ТС содержит понятие аварии (подп. 1 п. 1 ст. 4). Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (ст. 202, ст. 401 ГК РФ).
6. Специальный субъект данного правонарушения указан в диспозиции данной статьи. Это только перевозчик. ТК ТС предусмотрена возможность заявления процедуры таможенного транзита не только перевозчиком, но и экспедитором (ст. 186 ТК ТС), ст. 210 Закона о таможенном регулировании. Однако обязанности, за нарушение которых предусмотрена ответственность по данной статье, возложены исключительно на перевозчика (ст. 226), ст. 210 Закона о таможенном регулировании, соответственно только он и является субъектом правонарушения.
7. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, характеризуется виной как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 16.6 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе таможенной перевозки товаров через таможенную границу ТС или в соответствии с процедурой таможенного транзита.
Объективная сторона характеризуется противоправными деяниями, выразившимися в бездействии перевозчика в случае аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы ТС, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом. Перевозчиком признается лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории ТС. Отношения по перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, возникают между таможенным перевозчиком и собственником (владельцем) товара на договорной основе. Перевозчик несет ответственность за сохранность перевозимого товара (ст. 21 ТК ТС) и, как следствие, он обязан предпринимать меры по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев безвозвратной утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 226 ТК ТС). Бездействие перевозчика осуществляется в связи с аварией, понятие которой определено в п. 1 ч. 1 ст. 4 ТК ТС. Под непреодолимой силой "понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства" (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью граждан"). Перечень причин недоставки товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы ТС не является исчерпывающим.
Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
2. Особенностью состава административного правонарушения, закрепленного в ч. 2 комментируемой статьи, является лишь объективная сторона. Объект, субъект и субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения идентичны ч. 1 комментируемой статьи. Объективная сторона настоящего состава характеризуется противоправным деянием, выражающимся в бездействии, заключающемся в несообщении, в ближайший к месту аварии или иным обстоятельствам, препятствующим доставке товаров и (или) транспортного средства, таможенный орган информации о месте нахождения товаров и (или) транспортного средства. Кроме этого, объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в необеспечении перевозки товаров и (или) транспортных средств в ближайший к месту аварии или иным обстоятельствам, препятствующим доставке товаров и (или) транспортного средства, таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место (например, склад временного хранения).