Статья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций

Нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к статье 16.14 КоАП РФ

1. Объект правонарушения по данной статье - общественные отношения по осуществлению таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, а также в сфере проведения таможенного контроля.

2. Таможенным законодательством Таможенного союза установлены следующие таможенные процедуры, предусматривающие хранение товаров, находящихся под таможенным контролем: временное хранение товаров, таможенная процедура таможенного склада и таможенная процедура свободного склада. Товары, помещенные под одну из перечисленных таможенных процедур, имеют различный статус, соответственно в отношении них установлены различные ограничения, однако общими для всех таких товаров является факт их нахождения под таможенным контролем, а также требования таможенного законодательства, вытекающие из гражданско-правовой сути операций хранения.

3. Исходя из содержания диспозиции рассматриваемой статьи, можно выделить три группы деяний, каждое из которых образует объективную сторону данного правонарушения.

В первую группу включаются действия (бездействие), нарушающие установленные таможенным законодательством требования и условия помещения товаров на склад временного хранения (ст. 169 ТК ТС и ст. 199 Закона о таможенном регулировании), склад получателя товаров (ст. 200 Закона о таможенном регулировании), таможенный склад (ст. 230 ТК ТС, ст. 238 Закона о таможенном регулировании) или свободный склад (таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (ст. 225 Закона о таможенном регулировании)). Особенности помещения товаров на свободный склад установлены также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада". Следует обратить внимание, что ст. 198 Закона о таможенном регулировании определены и иные, помимо склада временного хранения и склада получателя товаров, места временного хранения товаров.

Вторую группу действий (бездействия), образующих объективную сторону данного правонарушения, составляют действия (бездействие), нарушающие порядок хранения товаров на складах.

В соответствии с таможенным законодательством требования к порядку временного хранения товаров обусловлены обязанностями владельца склада и включают прежде всего обеспечение сохранности товаров и невозможности доступа к ним третьих лиц (см., например, п. 2 ст. 234 ТК ТС, ст. 200 Закона о таможенном регулировании).

В третью группу включаются действия (бездействие), нарушающие порядок проведения с товарами операций без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно. Разрешение является обязательным при взятии проб и образцов товаров, исправлении поврежденной упаковки, проведении операций, необходимых для подготовки товаров к последующей транспортировке, и некоторых других операций. Необходимость получения разрешения таможенного органа установлена, например, ст. ст. 171, 232 ТК ТС, ст. 242 Закона о таможенном регулировании.

Отметим, что в данную группу включаются операции не только с товарами, непосредственно хранящимися на складах, но и с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении (см. комментарий к ст. 16.9 КоАП РФ).

4. Данная статья может применяться в совокупности со ст. 16.5 (поскольку в соответствии со ст. 97 ТК ТС и ст. 163 Закона о таможенном регулировании склады временного хранения и таможенные склады являются зонами таможенного контроля) и со ст. 16.11 КоАП РФ (в случае уничтожения, повреждения, утраты средств идентификации).

При воспрепятствовании доступу должностных лиц таможенного органа к товарам, находящимся на хранении на складах временного хранения, таможенных складах, свободных складах, лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса.

5. Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, в обязанности которого входило соблюдение соответствующих требований таможенного законодательства. Им может быть лицо, поместившее товары на хранение (перевозчик, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, декларант), а также владелец склада, лицо, производящее операции с товарами.

6. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица таможенных органов РФ (ст. 23.8).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 16.14 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с таможенным хранением товаров.

Объективная сторона складывается из следующих противоправных деяний (действий или бездействий), выражающихся в:

- нарушении установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад;

- нарушение порядка хранения либо порядка совершения операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.

Комментируемый состав не распространяется на совершение операций без разрешения таможенного органа, предусмотренного ст. 16.13 ТК ТС (см. комментарий к ст. 16.13 КоАП РФ). Таможенный склад - юридическое лицо государства - члена ТС, отвечающее условиям, определенным ст. 29 ТК ТС и включенное в реестр владельцев таможенных складов. Склад временного хранения - юридическое лицо государства - члена ТС, отвечающее условиям, определенным ст. 24 ТК ТС и включенное в реестр владельцев складов временного хранения. Свободный склад - это сооружение (помещение), в пределах которого в соответствии с Соглашением о свободных складах и таможенных процедурах свободного склада от 18.06.2010 могут размещаться и использоваться иностранные товары и товары ТС, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, а также иные товары в соответствии с указанным Соглашением. Иными местами временного хранения в соответствии со ст. 168 ТК ТС являются:

- склад таможенного органа;

- склад получателя товаров в случаях, предусмотренных ст. 200 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ;

- помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ;

- отдельные помещения в местах международного почтового обмена в соответствии с ч. 2 ст. 317 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ;

- место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;

- место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;

- специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта, при условии что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;

- железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;

- места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства РФ.

2. Субъектом комментируемого состава являются физические лица, как российские граждане, так иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16-ти лет, должностные и юридические лица, а также индивидуальный предприниматель, которые несут ответственность как юридические лица (ч. 1 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Причем субъекты могут быть как владельцы таможенного склада, склада временного хранения, иных мест временного хранения или свободных складов, так и лица, помещающие товары на указанные объекты.

Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.