Статья 16.13. Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа

1. Совершение операций по разгрузке, погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке) или иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, взятие проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений или других мест, где могут находиться такие товары, либо замена транспортного средства международной перевозки, перевозящего товары, находящиеся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Совершение операций по разгрузке, перегрузке (перевалке) или иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, либо замена транспортного средства международной перевозки, перевозящего товары, находящиеся под таможенным контролем, без уведомления таможенного органа в случаях, если такое уведомление обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 16.13 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере таможенного контроля, который представляет совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства РФ.

В целях обеспечения установленных таможенным законодательством требований в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, ТК ТС и Закон о таможенном регулировании устанавливают ряд ограничений при проведении операций с такими товарами. Предметом рассматриваемого правонарушения являются товары, находящиеся под таможенным контролем (ст. 96 ТК ТС).

2. Объективную сторону ч. 1 комментируемой статьи составляет совершение без разрешения таможенного органа хотя бы одного из следующих действий: разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары.

Обязательным признаком этих действий является их незаконность, т.е. проведение операций без разрешения на это должностных лиц таможенного органа. В соответствии с ТК ТС при осуществлении различных таможенных процедур грузовые и иные операции, которые могут повлечь изменение состояния товаров, нарушение их упаковки или повреждение наложенных средств идентификации, могут быть совершены только с разрешения таможенного органа.

К таким операциям, в частности, относятся перегрузка, выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенным транзитом (ст. 222 ТК ТС); разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию Таможенного союза, на другое транспортное средство (ст. 160 ТК ТС); взятие проб и образцов товаров (ст. 333 ТК ТС).

Проведение без разрешения таможенного органа операций с товарами, хранящимися на складах временного хранения, таможенных складах и свободных складах и складах получателей товаров, подлежит квалификации по ст. 16.14 КоАП как содержащей специальные нормы.

Объективная сторона состава правонарушения по ч. 2 данной статьи включает разгрузку запрещенных к ввозу на таможенную территорию товаров. ТК ТС и Закон о таможенном регулировании не устанавливают прямой запрет на такие действия. Определено, что товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (ч. 3 ст. 152 ТК ТС).

В соответствии с ч. 3 данной статьи лицо несет ответственность в случае перегрузки товаров, находящихся под таможенным контролем, без предварительного уведомления таможенного органа, если такое уведомление обязательно. Обязательность предварительного уведомления, а не разрешения таможенного органа установлена в случаях, когда перегрузка товаров не влечет изменения состояния и упаковки товаров или повреждения наложенных средств идентификации. Примером может служить перегрузка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей (ст. 222 ТК ТС).

3. Субъектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является лицо, совершившее перечисленные в диспозиции статьи действия. Таким лицом может являться декларант, перевозчик, грузополучатель. Субъектом правонарушения может быть также и лицо, не являющееся субъектом таможенных правоотношений.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

5. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица таможенных органов РФ (ст. 23.8).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 16.13 КоАП РФ

1. Объектом комментируемых составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Объективная сторона ч. 1 комментируемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившемся в действиях:

- по разгрузке, погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке) или иных грузовых операциях с товарами, находящимися под таможенным контролем (см. комментарий к ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ);

- взятии проб и образцов товаров, вскрытие помещений или других мест, где могут находится товары под таможенным контролем;

- замена транспортного средства международной перевозки, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа, если такое разрешение необходимо.

Транспортными средствами международной перевозки, в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, являются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию ТС или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. Замена транспортного средства международной перевозки в соответствии со ст. 222 ТК ТС может быть осуществлена только с согласия таможенного органа отправления или таможенного органа, где осуществляется данная операция. Согласие на замену транспортного средства не требуется, если операция может быть осуществлена без повреждения пломб и печатей, либо если на товары и транспортные средства пломбы и печати не накладывались. В этом случае таможенный перевозчик должен уведомить таможенный орган в письменной и (или) электронной форме (ч. 2 п. 1 ст. 222 ТК ТС).

2. Объективная сторона ч. 2 состава административного правонарушения характеризуется противоправностью действия, выразившегося в совершении операций по разгрузке, перегрузке (перевалке) или иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, либо замена транспортного средства международной перевозки, перевозящего товары, находящиеся под таможенным контролем, без уведомления таможенного органа в случаях, если такое уведомление обязательно. Особенностью объективной стороны данного состава административного правонарушения является нарушение требований ч. 2 п. 1 ст. 222 ТК ТС (см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи).

Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.