Непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комментарий к статье 16.15 КоАП РФ
1. Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение порядка представления отчетности лицами, вступающими в таможенные правоотношения.
2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля.
3. Объективная сторона состава характеризуется совершением одного из следующих действий (бездействия): несвоевременное представление отчетности в таможенный орган; представление недостоверной отчетности.
Статьей 121 ТК ТС установлено, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов Таможенного союза. К таким актам относятся, например, Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров.
4. При квалификации действий (бездействия) лица следует также иметь в виду, что обязанность представлять отчетность должна быть установлена именно таможенным законодательством, а не налоговым, валютным и другим законодательством.
5. Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность представлять таможенному органу необходимую информацию. Согласно ст. 59 Закона о таможенном регулировании формы и порядок представления отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, устанавливаются в соответствии со ст. 177 указанного Закона. Обязанность представления отчетности в таможенные органы установлена таможенным законодательством для таможенных перевозчиков - о перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 21 ТК ТС); владельцев складов временного хранения - о хранении товаров, находящихся под таможенным контролем (ст. 26 ТК ТС); таможенных представителей (п. 3 ст. 16 ТК ТС); владельцев таможенных складов - о хранимых товарах (ст. 31 ТК ТС); владельцев магазинов беспошлинной торговли - о поступлении в магазин беспошлинной торговли и реализации в указанном магазине товаров (ст. 36 ТК ТС); лиц, осуществляющих операции с товарами в свободных таможенных зонах, и владельцев свободных складов - о ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых в свободных таможенных зонах и на свободных складах товаров (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада"); лиц, пользующихся специальными упрощениями, а также пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами (ст. 121 ТК ТС).
6. С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица таможенных органов РФ (ст. 23.8).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 16.15 КоАП РФ
1. Объектом комментируемого состава являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу ТС, предоставлять отчет таможенному органу.
Объективная сторона комментируемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в действиях (бездействиях):
- непредставление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством ТС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в тех же случаях;
- представление таможенному органу отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Первый элемент объективной стороны характеризуется бездействием, второй как посредством действия, так и бездействия, третий - исключительно действием. Отчетностью, предоставляемой в таможенный орган, признается комплекс документов по каждой таможенной процедуре, предусмотренный ч. 6 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ. Основания предоставления отчетности таможенному органу предусмотрены ст. 121 ТК ТС, сроки предоставления отчетности зависят от субъекта, предоставляющего отчетность. Так, таможенный представитель обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции (ч. 6 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
2. Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.