1. Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании, итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
4. Несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
5. Неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Комментарий к статье 16.12 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения по поводу совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, и отношения по осуществлению таможенного контроля. В соответствии со ст. 203 Закона о таможенном регулировании товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 указанного Закона при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. Сроки подачи таможенной декларации установлены ст. 187 ТК ТС и ст. 209 Закона о таможенном регулировании. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров (см. комментарий к ст. 16.16). Декларация на товары подается в электронной форме. Согласно ст. 206 Закона о таможенном регулировании таможенный орган обязан зафиксировать дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом ФТС России.
Данная статья не предусматривает ответственности за действие (бездействие), выразившееся в нарушении общего срока подачи таможенной декларации (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18, п. 32).
Комментируемой статьей устанавливается административная ответственность за нарушение сроков подачи таможенной декларации и представления документов и сведений только в тех случаях, когда это имеет самостоятельное юридическое значение, а именно в случаях: подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании; при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров; подачи неполной таможенной декларации; подачи документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах. Статьями 212 - 217 Закона о таможенном регулировании предусмотрены также иные случаи применения специальных сроков подачи декларации (напр., при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде).
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу РФ документов, на основании которых заполнена таможенная декларация и другие дополнительные документы (ст. ст. 183, 184 ТК ТС, ст. 208 Закона о таможенном регулировании).
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении установленного таможенным органом срока подачи: полной таможенной декларации при временном периодическом декларировании товаров (ст. 214 Закона о таможенном регулировании); таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС); таможенной декларации на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (ст. ст. 312, 313 Закона о таможенном регулировании).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, составляет подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, выражается в непредставлении в установленный таможенным органом срок: документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией (ст. ст. 183, 184 ТК ТС, ст. ст. 208, 213 Закона о таможенном регулировании); недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации (ст. 212 Закона о таможенном регулировании); документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах (ст. 98 ТК ТС, ст. 166 Закона о таможенном регулировании).
4. Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность произвести таможенное декларирование товаров (ст. ст. 186, 188 ТК ТС, ст. 210 Закона о таможенном регулировании), т.е. декларант. Таможенный представитель не является субъектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, поскольку указанная обязанность прямо закреплена за декларантом.
5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
6. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 16.12 КоАП РФ
1. Объектом составов административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, возникающие в связи с декларированием товаров и транспортных средств или предоставления документов и сведений, необходимых для декларирования, в установленные законодательством сроки.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, характеризуется противоправным бездействием, выразившимся в несоблюдении сроков подачи полной таможенной декларации, итоговой декларации, таможенной декларации и (или) необходимых для декларирования документов и сведений. Полная таможенная декларация подается при временном периодическом таможенном декларировании товаров или транспортных средств, итоговая декларация подается при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде, таможенная декларация и (или) необходимые документы и сведения подаются при выпуске товаров под определенной таможенной процедурой до подачи таможенной декларации. Статья 16.12 КоАП РФ закрепляет, что административная ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений наступает в случае нарушения установленного таможенным органом срока подачи:
- полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования товаров;
- таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации;
- документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС);
- таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи (ст. 313 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Нарушение общего срока подачи таможенной декларации, предусмотренного ст. 185 ТК ТС, не образует состав указанных административных правонарушений.
Субъектом составов, предусмотренных ч. ч. 1, 2 и 5 комментируемой статьи, являются должностные и юридические лица (см. комментарий к ст. ст. 2.4 и 2.10 КоАП РФ), в том числе индивидуальные предприниматели. Пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 указывает, что субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 16.12 КоАП РФ, является лицо, на котором лежит обязанность по совершению операций, необходимых для выпуска товаров, а после начала таможенной процедуры декларирования товаров - декларант.
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
2. Объективная сторона ч. 2 комментируемой статьи характеризуется противоправным действием, выразившимся в подаче таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров. В соответствии с ч. 10 ст. 213 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ декларант обязан заявить таможенному органу по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, уточненные сведения о товарах, заявленных в периодической декларации на товары:
- не позднее 10 рабочих дней после окончания периода поставки при декларировании ввозимых товаров;
- не позднее двух месяцев после фактического вывоза всей партии товаров, заявленной в периодической декларации на товары, при декларировании вывозимых товаров.
Нарушение указанных сроков образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи.
3. Объективная сторона ч. 3 настоящей статьи характеризуется противоправным бездействием, выразившемся в непредставлении в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. В соответствии со ст. 98 ТК ТС декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории ТС или за ее пределами.
Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
4. Объективная сторона состава, закрепленного в ч. 4 комментируемой статьи, характеризуется особенностями, обусловленными спецификой декларируемого товара, которым являются орудия, средства совершения или предметы административного правонарушения либо преступления. В этой связи объективной стороной рассматриваемого состава является противоправное деяние, выразившееся в несоблюдении срока подачи таможенной декларации на указанные товары.
Субъект и субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
5. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется противоправным действием или бездействием, выразившемся в несоблюдении предусмотренной ч. 5 ст. 98 ТК ТС обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых, в соответствии со ст. 98 ТК ТС, является обязательным.
Субъектами данного состава административного правонарушения являются не только лица, указанные в комментарии к ч. 1 настоящей статьи, но и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, уполномоченный экономический оператор (гл. 3 ТК ТС).
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.