Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

(Часть в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2013 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 194-ФЗ.

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 140-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

(Часть дополнительно включена с 29 октября 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 140-ФЗ)
3. Часть утратила силу с 6 декабря 2013 года - Федеральный закон от 25 ноября 2013 года N 315-ФЗ.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая случаи, когда резидент не обеспечил получение причитающихся по внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным между резидентом и нерезидентом, на банковский счет финансового агента (фактора) - резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) - резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) - резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) - резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 181-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (абзац в редакции, введенной в действие с 28 ноября 2011 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 312-ФЗ.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2016 года Федеральным законом от 15 февраля 2016 года N 30-ФЗ.

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 ноября 2011 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 311-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 181-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 28 ноября 2011 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 311-ФЗ)
6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 28 ноября 2011 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 311-ФЗ)
6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 28 ноября 2011 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 311-ФЗ)
6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2015 года Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 60-ФЗ.

6.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двадцати тысяч рублей; на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 350-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 11 апреля 2015 года Федеральным законом от 30 марта 2015 года N 60-ФЗ)
7. Часть утратила силу с 13 февраля 2013 года - Федеральный закон от 12 ноября 2012 года N 194-ФЗ.

Примечания:
1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

(Примечание в редакции, введенной в действие с 6 декабря 2013 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 315-ФЗ.

2. Примечание утратило силу с 13 февраля 2013 года - Федеральный закон от 12 ноября 2012 года N 194-ФЗ.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его (примечание дополнительно включен с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 236-ФЗ).

5. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 настоящей статьи, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

(Примечание дополнительно включено с 28 ноября 2011 года Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 312-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2016 года Федеральным законом от 15 февраля 2016 года N 30-ФЗ.

6. Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 настоящей статьи, при возврате в Российскую Федерацию соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки. (Примечание дополнительно включено с 26 февраля 2016 года Федеральным законом от 15 февраля 2016 года N 30-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2004 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ

Комментарий к статье 15.25 КоАП РФ

1. Предусмотренные комментируемой статьей нарушения посягают на установленный государством порядок совершения валютных операций.

С целью защиты национальной валюты государство реализует совокупность экономических и юридических мер, то есть осуществляет валютное регулирование.

Участникам валютных операций, круг которых не ограничен, необходимо соблюдать валютные ограничения (правила и запреты), а также исполнять обязанности, установленные в целях валютного контроля: вести специальный учет и отчетность в отношении валютных операций, представлять информацию органам и агентам валютного контроля и т.д. Валютное регулирование как порядок совершения валютных операций состоит из двух блоков: валютных ограничений и валютного контроля.

2. Правила валютного регулирования установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп.) (далее по тексту - Закон). Валютные ограничения устанавливаются только указанным Законом. Они заключаются в требовании по ведению всех валютных операций на территории РФ через уполномоченные банки, в запрете на расчеты в иностранной валюте между резидентами, в требовании репатриации денежных средств и ряде других обязательных требований. Законом установлены основные правила валютного контроля: открытие паспортов сделок резидентами, уведомление о зарубежных счетах резидентов, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам валютного контроля принимаются Банком России, Правительством РФ и Федеральной налоговой службой в случаях, предусмотренных Законом.

В связи с формированием правовой базы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана отдельные правила валютного регулирования будут устанавливаться договорами государств - членов Таможенного союза или решениями Комиссии Таможенного союза. В настоящее время применяется Договор о порядке перемещения физическими лицами денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.).

3. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, образуют действия или бездействие, нарушающие порядок совершения валютных операций: несоблюдение валютных ограничений, нарушение установленных в целях валютного контроля правил учета и отчетности.

Следует обратить внимание, что в тех случаях, когда валютным законодательством предусмотрено выполнение какой-либо обязанности к определенному сроку, нарушение срока не является длящимся административным правонарушением, течение срока давности привлечения к административной ответственности начинается с момента наступления срока выполнения обязанности (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в совершении валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ. Это операции, в отношении которых установлены валютные ограничения в форме прямого запрета: расчеты в иностранной валюте между резидентами, за исключением ряда операций, предусмотренных ст. 9, ч. ч. 6, 6.1 ст. 12 и ч. 3 ст. 14 Закона; расчеты юридических лиц - резидентов с нерезидентами в наличной валюте РФ при купле-продаже товаров, не относящихся к розничной торговле и не осуществляемой при обслуживании транспортных средств в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Закона; расчеты между нерезидентами в наличной валюте РФ на территории России (ч. 3 ст. 10 Закона); расчеты физических лиц - резидентов на территории РФ с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле-продаже товаров, оказании услуг, в том числе при ведении предпринимательской деятельности (вне зависимости от суммы сделки); расчеты при предпринимательской деятельности между резидентами и нерезидентами не через счета в уполномоченных банках, а также купля-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченный банк в нарушение ст. 11 Закона. Вместе с тем ответственность за совершение ряда иных запрещенных валютных операций предусматривается другими частями комментируемой статьи. (Например, проведение зачета встречных однородных требований резидента и нерезидента по внешнеторговым контрактам влечет административную ответственность по ч. ч. 4 или 5 данной статьи.)

Диспозиция ч. 1 комментируемой статьи содержит также указание на нарушение требований о резервировании и об использовании специальных счетов. Поскольку соответствующие валютные ограничения утратили силу с 1 января 2007 года, то и нормы об административной ответственности за их нарушение не применяются.

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона резиденты обязаны по установленной форме уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, не позднее одного месяца со дня совершения соответствующего действия. (См. Приказ Федеральной налоговой службы от 10 августа 2006 г. N САЭ-3-09/518@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации", который утрачивает силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования Приказа Федеральной налоговой службы от 21 сентября 2010 г. N ММВ-7-6/457@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации".)

Представляется, что данное правонарушение будет иметь место и в том случае, если уведомление будет направлено в срок, но с нарушением формы. Такое правонарушение возможно квалифицировать как малозначительное (ст. 2.9), если при пороке формы уведомление содержит необходимую информацию.

6. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки. Указанная обязанность с 1 января 2007 г. отменена, в связи с чем ч. 3 комментируемой статьи не применяется.

7. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи состоит в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (см. ст. 19 Закона).

Поступление средств на счет в уполномоченном банке должно произойти в срок, установленный внешнеторговым контрактом. Если соглашением сторон контракта срок оплаты продлен до истечения первоначально установленного срока, правонарушение отсутствует. Если резидент заключает договор цессии (ГК РФ), его обязанности по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки прекращаются, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. ч. 4 и 5 данной статьи.

Закон разрешает резидентам устанавливать во внешнеторговом контракте любой срок поступления выручки. Временной разрыв между экспортом и репатриацией средств не должен квалифицироваться как правонарушение.

8. Объективная сторона правонарушения по ч. 5 комментируемой статьи состоит в невыполнении резидентом в срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (см. п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона).

Под установленными сроками в данном случае понимаются сроки, которые предусмотрены во внешнеторговом договоре (контракте) для возврата аванса (предоплаты). В отсутствие в договоре прямого указания на такой срок необходимо исходить из срока 30 дней, поскольку покупатель фактически кредитует поставщика, предоставляет ему коммерческий кредит. Возникающее при этом обязательство по существу не отличается от обязательства из договора займа (ст. 810 ГК РФ).

9. Объективная сторона правонарушений по ч. 6 комментируемой статьи (новая редакция этой части статьи предусмотрена Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 174-ФЗ) заключается в нарушении правил осуществления валютных операций, которые установлены в целях валютного контроля, а именно в несоблюдении установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, в нарушении установленных правил оформления паспортов сделок, установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

Порядок и сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлены для резидентов и нерезидентов Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (с изм. и доп.) (далее - Инструкция N 117-И).

Порядок и сроки представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, на основании ст. 12 упомянутого Закона, установлены для резидентов Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".

Порядок и сроки представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по внешнеторговым контрактам, по которым оформляются паспорта сделок, установлены для резидентов Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (утв. ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П) (далее по тексту - Положение N 258-П). Случаи, порядок и сроки представления подтверждающих документов и информации при совершении иных валютных операций установлены Инструкцией ЦБ РФ N 117-И.

Указанием Банка России от 20 июля 2007 г. N 1868-У определен порядок представления физическими лицами - резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением крупных (более пяти тысяч долларов) денежных переводов близким родственникам.

Дополнительные Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации налоговым и таможенным органам при проведении проверок в порядке последующего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков".

Правила оформления паспортов сделок устанавливаются для резидентов ст. 20 Закона и Инструкцией N 117-И. Они распространяются на внешнеторговые сделки резидентов с нерезидентами (экспорт и импорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также на заемные и кредитные сделки, если сторонами являются резидент и нерезидент. Паспорт сделки не требуется по внешнеторговым договорам (контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на сумму, не превышающую в эквиваленте пятьдесят тысяч долларов США, а по кредитным договорам - на сумму, не превышающую в эквиваленте пяти тысяч долларов США (см. указание ЦБ РФ от 29 декабря 2010 г. N 2557-У).

Сроки хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок определяются в соответствии со ст. 24 Закона и должны составлять не менее трех лет с момента совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора, на основании которого она совершается.

В соответствии с п. 2.2 Положения N 258-П подтверждающие документы и информация предоставляются "одновременно" со справкой о подтверждающих документах. При этом одна справка может объединять сразу несколько документов, подтверждающих факты исполнения внешнеторгового контракта. Таким образом, установлена однократно исполняемая обязанность резидента по представлению единого пакета документов, которую необходимо выполнить в пределах установленного срока. Соответственно, неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности должно квалифицироваться как одно нарушение, и штраф должен применяться один раз в отношении всех подтверждающих документов, объединяемых справкой, а не за каждый не представленный либо представленный с нарушением установленного срока либо иным ненадлежащим образом представленный документ вместе со справкой.

Сходная позиция официально выражена Банком России применительно к обязанности резидента представлять справку о поступлении иностранной валюты в уполномоченный банк в информационном письме ЦБ РФ от 2 июля 2010 г. N 39 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России, изданных во исполнение Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

10. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 КоАП РФ. Указанная часть фактически не применяется, так как ст. 15 Закона установлена только обязанность письменного декларирования, за невыполнение которой ответственность установлена ст. 16.4 КоАП РФ.

В случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих декларированию путем подачи таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

11. Субъектами нарушений валютного законодательства РФ являются юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты (см. ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

Для физических лиц валютное резидентство связано с постоянным проживанием на территории РФ, для юридических лиц - с созданием их по законодательству РФ. В зависимости от наличия у лица статуса резидента или нерезидента существенно отличается как круг валютных ограничений, под действие которых подпадают валютные операции лица, так и состав правил валютного контроля, обязывающих лицо определенным способом вести учет и отчетность, а также представлять документы о валютных операциях агентам валютного контроля. Например, правила о репатриации и о паспортах сделок адресованы исключительно резидентам, совершающим внешнеторговые операции.

Особую группу субъектов валютных отношений образуют уполномоченные банки, которые, являясь резидентами и агентами валютного контроля, при совершении валютных операций руководствуются законодательством о банках и банковской деятельности и специальными правилами валютного контроля, установленными Банком России. Поэтому в случае совершения уполномоченными банками нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования они несут административную ответственность за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности по ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ.

Субъектами правонарушений по ч. ч. 2, 6, 7 комментируемой статьи являются руководители и другие работники юридического лица, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по обеспечению соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в деятельности юридического лица, которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица. Административная ответственность по ч. ч. 1, 3, 4 и 5 комментируемой статьи, установленная для должностных лиц, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. примечание 1 к данной статье).

Субъектами административной ответственности по ч. 6 комментируемой статьи являются только юридические лица и их должностные лица.

12. Предусмотренная комментируемой статьей ответственность наступает при наличии вины лица в форме умысла или неосторожности.

Применительно к установлению вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 или ч. 5 комментируемой статьи, с учетом особенностей вины юридических лиц (ч. 2 ст. 2.1), необходимо принимать во внимание следующее. Исполнение обязанности лица по репатриации экспортной выручки в значительной степени зависит от действий его контрагента. Резидент несет ответственность за выбор контрагента (см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 г. N 572-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Контактор" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В предпринимательской деятельности риск неплатежеспособности контрагента не может быть полностью исключен. Административная ответственность не может наступать в виде ответственности за риск. При привлечении к административной ответственности по ч. 4 или ч. 5 комментируемой статьи должна быть установлена вина лица, отвечающего за выбор контрагента.

Если действия лица не содержат признаков противоправного поведения, препятствующего получению валютной выручки на счета в уполномоченных банках, и им предприняты зависящие от него меры по получению валютной выручки, вина такого лица и состав административного правонарушения отсутствуют. Такой же подход применяется и при отсутствии фактов противоправного поведения лица, препятствующего получению товаров или возврату уплаченных денежных средств, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этих средств. См., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. N 15714/08 по делу N А40-15595/08-147-214 и Постановление Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. N 5227/09 по делу N А22-325/08/12-3 в отношении репатриации при экспорте и импорте соответственно.

13. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица органов валютного контроля (ст. 23.60).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (ч. 1 и п. 80 ч. 2 ст. 28.3). Из смысла положений п. 80 ч. 2 ст. 28.3 можно сделать вывод о том, что протоколы по данной статье вправе составлять также должностные лица налоговых и таможенных органов, являющихся агентами валютного контроля, хотя в п. 5 и п. 12 ч. 2 ст. 28.3 соответствующие полномочия указанных органов не предусмотрены. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, но полномочиями по составлению протоколов их должностные лица не наделены.

14. Невозвращение руководителем организации из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере (свыше эквивалента тридцати миллионов рублей) влечет уголовную ответственность по ст. 193 УК РФ. В отличие от административной ответственности, предусмотренной ч. 4 и ч. 5 комментируемой статьи, уголовная ответственность применяется только в случае невозврата иностранной валюты, но не валюты РФ.

Другой комментарий к статье 15.25 КоАП РФ

1. Объектом административных правонарушений являются отношения в области валютного законодательства.

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 комментируемой статьи, заключается в совершении виновным лицом валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ либо с нарушением условий использования специального счета и требований о резервировании, а также путем списания (зачисления) денежных средств, внутренних или внешних ценных бумаг со специального счета (на специальный счет) с невыполнением требований о резервировании. Достаточно совершения одного из указанных действий либо с открытием счета (вклады) с нарушением действующего валютного законодательства Российской Федерации, в зарубежных банках (иных кредитных организациях).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи заключается в нарушении виновным лицом установленного порядка по обязательной продаже части валютной выручки.

С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 4, 5 рассматриваемой нормы, характеризуются невыполнением виновным лицом обязанности по получению на свои счета (открытые в уполномоченном банке) уплаченных иностранному партнеру денежных средств при отсутствии ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг, информации, далее - товары), стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денег; по получению на свои банковские счета (открытые в уполномоченном банке) валюты от иностранного партнера, которому виновный поставил товары (работы, услуги, и т.п.).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, характеризуется несоблюдением виновным лицом установленного порядка ведения учета и составления отчетности по валютным операциям либо нарушением установленных сроков хранения учетных и отчетных документов, предусмотренных в правовых актах по бухгалтерскому и налоговому учету, а также в актах ЦБ РФ, Правительства РФ.

С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ч. 7 рассматриваемой нормы права, заключаются в нарушении виновным лицом установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию, вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты самой Российской Федерации, а также внутренних ценных бумаг в документарной форме.

2. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются должностные лица, граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона анализируемых административных правонарушений характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.