1. Осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности -
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), -
влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 15.26 КоАП РФ
1. Правовые основы функционирования банковской системы в Российской Федерации установлены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ (с изм. и доп.)). В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Кредитными организациями являются создаваемые на основе любой формы собственности в форме хозяйственных обществ юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности имеют право на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять предусмотренные законом банковские операции. Статья 5 указанного Федерального закона определяет виды операций.
2. В зависимости от объема совершения банковских операций кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Банки имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются для них Банком России.
3. Наряду с банковскими операциями кредитные организации вправе осуществлять также выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, приобретать право требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами, осуществлять операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ, предоставлять в аренду физическим и юридическим лицам для хранения документов и ценностей специальные помещения или находящиеся в них сейфы, осуществлять лизинговые операции, а также оказывать консультационные и информационные услуги.
Кредитные организации вправе осуществлять и иные сделки, поскольку это соответствует законодательству РФ, однако на осуществление ими производственной, торговой и страховой деятельности ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлен запрет, нарушение которого образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи.
4. Перечень обязательных нормативов, устанавливаемых Банком России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций, закреплен в ст. 62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп.).
5. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образуют нарушения перечисленных обязательных нормативов, а также нарушение иных обязательных для исполнения требований, устанавливаемых Банком России (см., например, ст. 18 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
6. В случаях если нарушение установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований создает реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), в ч. 3 комментируемой статьи установлена повышенная ответственность.
Под реальной угрозой интересам кредиторов (вкладчиков) может пониматься ухудшение финансового положения кредитной организации, в результате которого становится затруднительным исполнение кредитной организацией своих обязанностей по возврату вкладов либо по выполнению иных обязательств, предусмотренных законом или договором.
7. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются кредитные организации. Административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 данной статьи, совершаются с прямым умыслом. В отношении последствий, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, возможна также вина в форме косвенного умысла или неосторожности.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют уполномоченные должностные лица Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 15.26 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления банковской деятельности.
Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, заключается в осуществлении кредитной организацией, имеющей лицензию на ведение банковской деятельности, производственной, торговой или страховой деятельности в нарушение установленного законодательством о банках запрета на осуществление кредитными организациями таких видов деятельности.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется несоблюдением кредитной организацией нормативов и обязательных требований, устанавливаемых Центральным Банком России.
В случае если действия виновного лица, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, создают реальную угрозу для кредиторов и вкладчиков банка, они должны квалифицироваться по ч. 3 рассматриваемой нормы права.
Под угрозой интересам кредиторов (вкладчиков) может пониматься ухудшение финансового положения кредитной организации, в результате которого становится затруднительным исполнение кредитной организацией своих обязанностей по возврату вкладов либо по выполнению иных обязательств, предусмотренных законом или договором.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются кредитные организации.
Рассматриваемые административные правонарушения совершаются с умышленной и неосторожной формами вины.