1. Создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов до пяти миллионов рублей.
2. Навязывание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, контрагенту условий, запрещенных федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2016 года Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 275-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двух миллионов пятисот тысяч до пяти миллионов рублей.
3. Осуществление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, оптовой торговли на основе договора комиссии или смешанного договора, содержащего существенные условия договора комиссии, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона пятисот тысяч до четырех миллионов пятисот тысяч рублей.
Примечание. Административная ответственность, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, устанавливается в зависимости от степени вины субъекта, осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети.
(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 411-ФЗ)
Комментарий к статье 14.40 КоАП РФ
1. Объектом правонарушений по комментируемой статье являются общественные отношения, связанные с защитой конкуренции при продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети. Предусмотренные комментируемой статьей нарушения посягают на установленные государством в ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.) (далее по тексту - Закон о торговле) антимонопольные правила при осуществлении указанной выше торговой деятельности.
2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи заключается в создании запрещенных п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле дискриминационных условий, в том числе препятствий для доступа на товарный рынок или для выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, в нарушении нормативно установленного порядка ценообразования, а по ч. 2 - в навязывании контрагенту условий, запрещенных п. 2 ч. 1 ст. 13 указанного Закона. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи состоит в нарушении предусмотренного в п. 3 ч. 1 ст. 13 упомянутого Закона запрета осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
3. Нормы комментируемой статьи являются специальными по отношению к общим нормам ст. ст. 14.31 и 14.31.1 настоящего Кодекса, в которых установлена административная ответственность за нарушения общих запретов в отношении злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке.
4. Субъектами административной ответственности по всем частям комментируемой статьи являются юридические лица, а также должностные лица (см. примечание к ст. 2.4 настоящего Кодекса).
5. С субъективной стороны правонарушения, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В примечании к комментируемой статье сделана оговорка в отношении вины указанных выше субъектов за совершение ими административного правонарушения по ч. 3 данной статьи, которая определяется в зависимости от степени вины торговой сети либо ее поставщика при заключении договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. Таким образом, предусматривается привлечение к административной ответственности того субъекта, который инициировал заключение запрещенного договора комиссии или смешанного договора с элементами комиссии.
6. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 14.40 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере осуществления торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, поставки продовольственных товаров в торговые сети.
Положениями ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определен перечень дискриминационных условий, запрещенных при осуществлении торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, поставки продовольственных товаров в торговые сети, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а также навязываемых контрагенту условий осуществления торговой деятельности.
Объективную сторону рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуют действия виновного лица по созданию указанных дискриминационных условий, препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Навязывание виновным лицом контрагенту запрещенных действующим законодательством условий, перечисленных в ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
Следует отметить, что, если действия виновного лица подпадают под признаки объективной стороны административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ, их следует квалифицировать по указанным нормам административного права.
Квалифицированный состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи, устанавливает административную ответственность за деяния, подпадающие под признаки составов, содержащихся в ч. ч. 1 и 2, но совершенные специальными субъектами - хозяйствующими субъектами, действующими на основе договоров комиссии или смешанного договора, содержащего существенные условия договора комиссии.
Следует отметить, что административная ответственность, предусмотренная ч. 3 настоящей статьи, устанавливается в зависимости от степени вины субъекта, осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают юридические лица и должностные лица.