1. Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
2. Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей.
3. Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
5. Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
____________________________________________________________________
Часть 5 настоящей статьи вступила в силу с 1 июня 2014 года - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ.
____________________________________________________________________
(Статья дополнительно включена с 15 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ)
Комментарий к статье 14.3.1 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, регламентированного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере торговли. В качестве дополнительного объекта можно рассматривать общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан.
Объективная сторона данного деяния заключается в совершении субъектом активных действий, направленных на повышение уровня реализации табака и табачной продукции. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, заключается в спонсорстве или стимулировании продажи табачных изделий и продукции. Спонсорство заключается в предоставлении финансовой или иной поддержки индивидуальным предпринимателям и юридически лицам, осуществляющим торговлю табаком и табачными изделиями, с целью повышения уровня продаж, а соответственно, и объемов прибыли. Стимулирование продаж представляет собой совокупность действий по привлечению средств массовых коммуникаций, для повышения уровня сбыта табачной продукции. Одной из форм привлечения средств массовой информации в целях продвижения табачной продукции на рынок выступает объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, предполагающая демонстрацию продукции в произведениях культуры, фильмах, программах, передачах и т.п., в т.ч. и предназначенных для детей. Демонстрация табака и табачной продукции, процесса курения в данном случае выступает прямым нарушением требований Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, сводится к нарушению запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей, установленного ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Наряду с обязанностью соблюдения запретов на рекламу табачных изделий и стимулирование продаж указанной продукции, в рамках ч. 5 комментируемой статьи в качестве объективной стороны правонарушения рассматривается несоблюдение обязанности проведения рекламных акций противоположного характера - о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в рамках демонстрации табачных изделий или процесса потребления табака.
2. Субъектами правонарушений могут выступать любые лица, подпадающие под юрисдикцию КоАП РФ: граждане РФ, юридические лица, должностные лица, выступающие в качестве рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя, спонсора и иных субъектов, непосредственно реализующих объективную сторону рассматриваемых деяний.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Однако в отдельных случаях субъективная сторона может выражаться и в форме неосторожности, например в части совершения деяния, предусмотренного ч. 5 настоящей статьи.