1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.
Комментарий к статье 14.4 КоАП РФ
1. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на общественные отношения, защищаемые путем установления обязательных требований к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие требования устанавливаются путем осуществления технического регулирования в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"), а также путем установления санитарных правил в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Введенный Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп.) правовой механизм стандартизации претерпел принципиальные изменения по сравнению с ранее действовавшим порядком. Так, если ч. 2 ст. 7 утратившего силу Закона РФ от 10 июня 1993 г. "О стандартизации" предусматривала, что требования, установленные государственными стандартами, являются обязательными, то ст. ст. 2 и 12 указанного Федерального закона провозглашают принцип добровольного применения стандартов. Ныне обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам устанавливаются техническими регламентами, т.е. документами, принятыми в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а также ратифицированными международными договорами.
До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных законом особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
До вступления в силу соответствующих технических регламентов государственные стандарты, установленные нормативными правовыми актами Госстандарта России в соответствии с ранее действующим законодательством, продолжают действовать только в части, касающейся обеспечения защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании").
Таким образом, впредь до вступления в силу технических регламентов и приведения ч. 1 комментируемой статьи в соответствие с указанным Федеральным законом привлечение к административной ответственности возможно только с учетом положений нового Федерального закона.
3. Санитарные правила, действующие в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Нарушение указанных, а также других санитарных правил, действующих в сфере торговли, выполнения работ, а также оказания услуг, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи. Кроме того, административная ответственность в соответствии с ч. 2 наступает за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата.
4. При решении вопросов об ответственности за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего безопасность товаров, работ, услуг для жизни и здоровья людей, следует иметь в виду положения Федерального закона "О техническом регулировании". На основании ст. 2 указанного Закона под сертификатом соответствия понимается документ, удостоверяющий соответствие требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; под декларацией о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Из ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О техническом регулировании" следует, что декларирование соответствия и обязательная сертификация являются формами обязательного подтверждения соответствия. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории России.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (с изм. и доп.) отменена обязательная сертификация ряда продукции, в том числе пищевой.
Декларирование соответствия (ст. 24 упомянутого Закона) осуществляется путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Заявителями могут быть зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся изготовителем или продавцом либо выполняющие функции иностранного изготовителя.
Законом определены реквизиты декларации, а также сертификата. Установлено, что срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации) на основании договора с заявителем.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. Форма сертификата соответствия утверждается Росстандартом.
На основании ст. 27 упомянутого Федерального закона продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном порядке, маркируется знаком обращения на рынке.
Следует иметь в виду, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов система сертификации, сложившаяся в период действия Закона РФ "О сертификации", продолжает свое существование с учетом положений ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" (см. п. 2 настоящего комментария).
5. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются юридические лица, их руководители, иные должностные лица и работники, индивидуальные предприниматели, а также граждане, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг населению.
6. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, следует отличать от других случаев нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушения требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (см. комментарий к ст. 19.19). Кроме того, самостоятельный состав административного правонарушения образует производство и оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (см. комментарий к ст. 6.14).
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, а по ч. 2 - должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. ст. 23.13; 23.49). При этом в случае, если должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судьи (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы о данных административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. 1 комментируемой статьи вправе составлять также должностные лица органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
8. Следует отметить, что УК РФ установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238). Отграничение административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, от таких преступлений связано с наступлением общественно опасных последствий. Необходимо также учитывать, что привлечение к уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение соответствующее юридическое лицо (см. комментарий к ч. 3 ст. 2.1).
Другой комментарий к статье 14.4 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемых деяний выступают общественные отношения в сфере продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг населению, в том числе посредством установления обязательных требований к товарам, работам и услугам и их поставщикам.
Объективная сторона рассматриваемых деяний предполагает нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Немаловажное значение имеют в рамках указанных правоотношений и предписания Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Основным показателем объективной стороны правонарушения выступает несоблюдение требований, предъявляемых к качеству товаров, работ и услуг. Несоответствие качества является основанием для применения мер административной ответственности. Следует также заметить, что нормы настоящей статьи предусматривают ответственность и в случае повторного нарушения требований к качеству товаров, работ, услуг, что является квалифицирующим признаком рассматриваемого противоправного деяния.
2. Субъектом правонарушения признается лицо, продавшее некачественный товар, некачественно выполнившее работы или оказавшее услуги. Перечень субъектов включает в себя как граждан, так и индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
В большинстве случаев субъективная сторона выражается в форме умысла, в отдельных случаях указанные нарушения могут быть совершены и по неосторожности. Как правило, неосторожная форма вины может быть характерна для выполнения работ и оказания услуг, когда результат выявляется по прошествии определенного времени.