1. Привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 139-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ.
2. Опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ.
3. Непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме (абзац дополнен с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ.
4. Непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ)
5. Непредставление лицом, обеспечивающим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, в установленный срок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации о расторжении или досрочном прекращении договора страхования и (или) досрочном прекращении поручительства -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 25 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 236-ФЗ)
Примечание. В случае нарушения лицом требований к привлечению денежных средств гражданина, связанному с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, административная ответственность, установленная частью 1 настоящей статьи, наступает в отношении каждого случая неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности (примечание дополнительно включено с 21 июня 2010 года Федеральным законом от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ).
(Статья дополнительно включена с 1 апреля 2005 года Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ)
Комментарий к статье 14.28 КоАП РФ
1. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп.) порядок организации и осуществления долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а именно:
- порядок привлечения денежных средств граждан и юридических лиц - участников долевого строительства для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве;
- порядок приобретения гражданами права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах;
- порядок раскрытия информации о застройщике и проекте строительства;
- порядок представления отчетности, а также документов и сведений для государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Регламентация указанного порядка устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
2. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в несоблюдении запрета на привлечение денежных средств граждан в оплату права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных в эксплуатацию в установленном градостроительным законодательством порядке, если способы такого привлечения денежных средств не соответствуют требованиям ч. 2 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона, а именно:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска жилищных сертификатов эмитентом, имеющим на праве собственности, аренды либо субаренды земельный участок и получившим разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В соответствии с примечанием к комментируемой статье административная ответственность по ч. 1 настоящей статьи применяется в отношении каждого случая неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности.
3. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в опубликовании в СМИ, включая Интернет, либо предоставлении заказчиком неполной или недостоверной проектной декларации, а также в несвоевременном опубликовании либо предоставлении проектной декларации.
В соответствии со ст. ст. 19 - 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике, о проекте строительства, которая должна быть размещена застройщиком, равно как и изменения к ней, в СМИ, включая Интернет, только в случае, если привлечение денежных средств для строительства сопровождается рекламой, не позднее чем за 14 дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства. Изменения указанной информации вносятся в проектную документацию в течение 3-х рабочих дней и подлежат опубликованию в течение 10 рабочих дней со дня изменения проектной документации. При отсутствии рекламы застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления без обязательного опубликования в СМИ.
4. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи состоит в несвоевременном предоставлении застройщиком ежеквартальной отчетности, предоставлении им недостоверной либо неполной ежеквартальной отчетности в контролирующий орган.
Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. N 645 (с изм. и доп.).
В соответствии с ч. 2 и п. 3 ч. 5 ст. 23 упомянутого выше Федерального закона контролирующими органами являются уполномоченные по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости органы исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется такое строительство.
5. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи состоит в несвоевременном предоставлении застройщиком, предоставлении им недостоверных либо неполных сведений и (или) документов в контролирующий орган. Перечень таких сведений и (или) документов устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. Соответствующее полномочие контролирующего органа по получению от заказчиков в установленный разумный срок сведений и (или) документов, необходимых для контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предусмотрено в п. 2.2 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ.
6. Субъектами административных правонарушений по комментируемой статье являются юридические лица - застройщики, имеющие на праве собственности, аренды либо субаренды земельные участки и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ для строительства (создания) на таких земельных участках многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона), а также их руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4).
7. С субъективной стороны административное правонарушение по ч. 1 комментируемой статьи может быть совершено только умышленно, а по ч. ч. 2 - 4 - как умышленно, так и по неосторожности.
8. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (ст. 23.64).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 14.28 КоАП РФ
Объектом рассматриваемых административных правонарушений выступают общественные отношения, возникающие в сфере долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.
Правовое регулирование указанной деятельности осуществляется Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Предметом противоправного посягательства является установленный указанным Законом порядок организации и осуществления долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, привлечения денежных средств граждан и юридических лиц для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, приобретения участниками долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина может возникнуть право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют только отвечающие требованиям указанного Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия, заключающиеся в привлечении денежных средств гражданина для строительства (создания) многоквартирного дома, совершаемые лицом, не имеющим на это права.
Положениями ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ предусмотрена обязанность застройщика опубликовать в средствах массовой информации и разместить в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, включающую информацию о застройщике и информацию о проекте строительства, не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также своевременно вносить изменения в указанную информацию.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется опубликованием застройщиком в средствах массовой информации или размещением им в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации и вносимых в нее изменений с неполной или недостоверной информацией, нарушением установленных сроков опубликования или размещения проектной декларации либо изменений в нее.
Предоставление застройщиком в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ неполной и (или) недостоверной информации по проектной декларации и изменений в нее, а также информации, необходимой для осуществления государственного контроля, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в орган, осуществляющий государственное регулирование, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, составляет объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи.
2. Субъектами административных правонарушений являются застройщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также виновные должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах - застройщиках.
С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.