Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 1 июня 2005 года Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 219-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 17-ФЗ))
Комментарий к статье 14.29 КоАП РФ
1. Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ КоАП РФ дополнен комментируемой статьей.
2. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (с изм. и доп.) порядок раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита). Соблюдение установленного порядка получения и предоставления информации, составляющей кредитные истории, направлено на повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.
3. Кредитная история включает информацию, состав которой определен ст. 4 упомянутого Федерального закона и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации, называется кредитным отчетом. Бюро кредитных историй является зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ юридическим лицом, являющимся коммерческой организацией и оказывающим услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. Субъект кредитной истории - это физическое или юридическое лицо, которое является заемщиком по договору займа (кредита) и в отношении которого формируется кредитная история, а пользователь кредитной истории - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).
4. Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит в нарушении порядка, формы и сроков получения и предоставления кредитного отчета, установленных в ст. 6 Федерального закона "О кредитных историях".
Бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет: 1) пользователю кредитной истории - по его запросу; 2) субъекту кредитной истории - по его запросу для ознакомления со своей кредитной историей; 3) в Центральный каталог кредитных историй - титульную часть кредитного отчета; 4) в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, - дополнительную (закрытую) часть кредитной истории.
Бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет пользователю кредитной истории на основании договора об оказании информационных услуг, заключаемого между пользователем кредитной истории и бюро кредитных историй.
Физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, имеют право на получение кредитных отчетов только в случае, если они являются субъектами соответствующих кредитных историй, по которым запрашиваются кредитные отчеты.
Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории может быть предоставлена только субъекту кредитной истории, а также в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия руководителя следственного органа - в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ. Суд (судья), органы предварительного следствия получают иную информацию, содержащуюся в кредитной истории, в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
Кредитные отчеты предоставляются субъекту кредитной истории по его запросу в одной из двух форм: 1) в письменной форме, заверенной печатью бюро кредитных историй и подписью руководителя бюро кредитных историй или его заместителя; 2) в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ или иным аналогом собственноручной подписи руководителя либо иного уполномоченного лица бюро кредитных историй.
Кредитный отчет предоставляется в срок, не превышающий 10 дней со дня обращения в бюро кредитных историй с запросом о его предоставлении. Договором о предоставлении кредитного отчета пользователю кредитного отчета может быть предусмотрен более короткий срок его предоставления.
Нарушения указанных требований к порядку, форме и срокам получения и предоставления кредитного отчета или информации, входящей в кредитный отчет, составляют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.
5. Субъектами административных правонарушений по данной статье являются граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также должностные лица, осуществляющие как функции представителя власти, так и организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах - бюро кредитных историй, субъектах кредитных историй и пользователях кредитных историй (см. примечание к ст. 2.4).
6. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
7. Одним из условий привлечения лиц к административной ответственности по комментируемой статье является отсутствие в противоправном деянии признаков состава уголовного преступления. Однако в УК РФ пока не предусмотрена уголовная ответственность за нарушения законодательства о кредитных историях.
8. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй (ст. 23.65), и могут быть переданы на рассмотрение судье в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 в случае необходимости применения дисквалификации.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного выше органа (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 14.29 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области осуществления деятельности кредитных и финансовых организаций.
Предметом данного административного состава является установленный порядок получения и предоставления информации, составляющей кредитные истории, направленный на повышение защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.
Порядок, формы и сроки предоставления и получения кредитных отчетов определяются требованиями ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях".
Указанным Федеральным законом предусмотрена обязанность Бюро кредитных историй по предоставлению кредитного отчета пользователю кредитной истории, субъекту кредитной истории, в центральный каталог кредитных историй и в суд или органы предварительного следствия в рамках рассмотрения соответствующего уголовного дела.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в нарушении законодательно установленных порядка, формы и сроков получения и предоставления кредитного отчета.
2. Субъектами административных правонарушений по комментируемой статье являются граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также должностные лица.
С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.