Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте

1. Нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней, устройство заколов и иных приспособлений для добычи (вылова) водных биологических ресурсов в не установленных для этой цели местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений, а равно проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах или несоблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ (абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Уничтожение или повреждение сооружений и устройств связи и сигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки, средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений, срыв или установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Нарушение правил содержания и установленного режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 11.6 КоАП РФ

1. Вопросы безопасности плотин, зданий гидроэлектростанций, водосборных сооружений, судоходных шлюзов и иных гидротехнических сооружений урегулированы Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изм. и доп.), а также подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими технические нормы и правила.

Комментируемая статья состоит из трех частей, содержащих самостоятельные составы правонарушений, имеющих единый объект, - безопасность движения на водном транспорте (морском и внутреннем водном, включая смешанное (река - море) плавание).

2. В объективную сторону правонарушения, предусмотренного в ч. 1 настоящей статьи, входят: 1) нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней; 2) устройство заколов и иных приспособлений для добычи (вылова) водных биологических ресурсов в не установленных для этого местах без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений; 3) проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах; 4) не соблюдение правил подачи сигналов во время проведения этих работ.

Общие положения, касающиеся обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая порты, содержатся в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ. В морских портах функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая выдачу разрешений на проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ, возлагаются на капитанов портов (ст. ст. 74, 76, 77 Кодекса торгового мореплавания РФ).

3. Предметом правонарушения, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, являются сооружения и устройства связи и сигнализации на судах морского, внутреннего водного транспорта, различные средства навигационного оборудования, технические средства и знаки судоходной и навигационной обстановки, средства связи и сигнализации, портовые и гидротехнические сооружения.

Уничтожение сооружений и устройств связи и сигнализации предполагает приведение указанных предметов в такое состояние, которое полностью исключает их использование по назначению. При повреждении эти предметы - полностью или частично - не могут быть использованы по назначению без необходимого ремонта. В объективную сторону правонарушения входят также срыв или установка без разрешения знаков, сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов.

Порядок строительства и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях, а также общие положения, касающиеся требований к судам с точки зрения безопасности судоходства и технического надзора за судами, установлены Кодексом Внутреннего Водного Транспорта РФ и КТМ РФ.

4. В ч. 3 данной статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания и режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах и иных гидротехнических сооружениях.

5. Составы правонарушений, ответственность за которые установлена в комментируемой статье, являются формальными и считаются оконченными с момента совершения либо активных действий, либо бездействия.

6. Субъективная сторона правонарушений - умысел или неосторожность.

7. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, выступают граждане и должностные лица, ч. 3 - только должностные лица.

8. Рассматривать дела о данных правонарушениях уполномочены должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (23.36); по ч. ч. 2 и 3 - органов, осуществляющих государственный контроль в сфере безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31), а в части правонарушений, совершенных на судах и объектах рыбопромыслового флота, - органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица соответствующих (указанных выше) органов (ч. 1 ст. 28.3), а по ч. 2 данной статьи - также должностные лица органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 11.6 КоАП РФ

1. Транспортные средства рассматриваются действующим законодательством в качестве источника повышенной опасности, в связи с чем действующее законодательство предусматривает повышенные требования к деятельности, связанной с их эксплуатацией. В настоящее время водный транспорт становится все более доступным и востребованным. В этой связи повышается степень риска и опасности причинения вреда при эксплуатации данного вида транспорта. Обеспечение безопасности на водном транспорте выступает в качестве одной из важнейших задач законодателя.

Порядок использования поверхностных водных объектов регламентирован ст. 47 Водного кодекса РФ. Требования безопасности движения на водном транспорте определены Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ"; Кодексом внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 N 24-ФЗ; Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и иными нормативными актами. Несмотря на то что нормы комментируемой статьи по своей сути отражают три самостоятельных состава правонарушений, все они объединены общими признаками. Нарушение правил обеспечения безопасности на водном транспорте обусловлено созданием или разрушением ряда специальных объектов, а также несоблюдением установленных правил их эксплуатации. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, составляет нарушение установленных правил движения по водным объектам. При этом в качестве обязательного признака объективной стороны в рамках ч. 1 настоящей статьи КоАП РФ указывает отсутствие согласования с администрацией районов размещения отдельных объектов, а также отсутствие разрешения на проведение отдельных видов работ.

Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта, которая напрямую зависит от соблюдения правил плавания.

2. Субъектом правонарушений выступают физические и должностные лица. Общие требования к физическим лицам, которые подлежат привлечению к ответственности, в частности, достижение возраста данного вида ответственности - 16 лет и отсутствие заболеваний, препятствующих осознанию значения своих действий и руководства ими. Должностным лицом признается физическое лицо, в обязанности которого в силу его должностного положения вменяется обеспечение безопасности на водном транспорте. Исключение из данного правила составляет ч. 3 настоящей статьи, которая рассматривает в качестве субъекта правонарушения исключительно должностных лиц, в обязанности которых вменяется эксплуатация навигационного оборудования на мостах, плотинах и других гидротехнических сооружениях.

Субъективная сторона правонарушений, установленных комментируемой статьей, охватывает собой как умысел, так и неосторожность. В качестве единственно возможной меры ответственности за совершение деяния, предусмотренного настоящей статьей, Кодекс предусматривает штраф, размеры которого варьируются не только применительно к обстоятельствам совершения правонарушения, но и с учетом категории субъектов, совершивших его.

Судебная практика по рассмотрению правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, достаточно обширна. При этом большинство обращений в суды связаны с оспариванием субъектами транспортной инфраструктуры административных штрафов, наложенных на них органами Ространснадзора за нарушения по обеспечению транспортной безопасности и соблюдению законодательства в данной области. Как правило, суды оставляют решения органов Ространснадзора без изменений (статистика позволяет говорить о 90% случаев оставления решения Роспотребнадзора без изменения, а жалобы без удовлетворения) <4>.

--------------------------------
<4> http://www.nalscom.ru/docs/sudebnaya_praktika/