1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3-9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна -
влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, -
влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -
влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.
8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Примечания:
1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.
Комментарий к статье 11.5 КоАП РФ
1. В комментируемой статье, действующей в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ, установлена ответственность за девять составов правонарушений, из которых восемь являются основными (ч. ч. 1, 3 - 9), а один - квалифицированным, т.е. составом с отягчающим обстоятельством (ч. 2). При этом ч. ч. 3 - 9 содержат составы правонарушений, являющиеся специальными по отношению к составу, описанному в ч. 1.
Все правонарушения посягают на общий объект - безопасность эксплуатации воздушных судов в части, относящейся к порядку допуска к выполнению полетов, а также к правилам подготовки и выполнения полетов. Правонарушения, содержащиеся в ч. ч. 1 и 2, имеют также дополнительный объект - здоровье личности.
2. Основные требования по безопасности эксплуатации воздушных судов применительно к допуску к полетам и их выполнению содержатся в Воздушном Кодексе РФ (ст. ст. 33 - 39, 56 - 60, 66 - 68, 87) и Федеральных авиационных правилах: "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 (с изм.)); "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" (Приказ Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 132 (с изм.)); "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (Приказ Минтранса России от 18 июня 2003 г. N 147 (с изм.)); "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147).
3. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрен общий состав правонарушения, заключающийся в нарушении порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3 - 9 этой же статьи, повлекших по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. Состав правонарушения сформулирован как материальный, объективная сторона которого включает в себя действие либо бездействие, последствия и причинную связь между ними.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется неосторожностью по отношению к последствиям. Субъектами правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.
В ч. 2 этой статьи содержится состав того же правонарушения с отягчающим обстоятельством, в качестве которого выступает более тяжкое последствие, а именно - причинение здоровью потерпевшего вреда средней тяжести. Субъективная сторона и субъекты этого правонарушения совпадают с аналогичными признаками состава правонарушения, сформулированного в ч. 1.
Определения легкого вреда здоровью и средней тяжести вреда здоровью применительно к рассматриваемым составам правонарушений сформулированы в примечаниях к комментируемой статье. Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522. Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. N 194н.
Нарушение порядка допуска к выполнению полетов либо правил подготовки и выполнения полетов, не повлекшее последствий, указанных в ч. ч. 1 или 2 данной статьи, административным правонарушением не является, за исключением случаев, предусмотренных в ч. ч. 3 - 9 той же статьи. Причинение потерпевшему по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти в результате нарушения правил эксплуатации воздушного транспорта, совершенное лицом, обязанным соблюдать эти правила в силу выполняемой работы или занимаемой должности, является преступлением, ответственность за которое наступает по ст. 263 УК РФ.
4. В ч. ч. 3 - 9 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за специальные составы правонарушений, являющиеся частными случаями нарушения порядка допуска к выполнению полетов либо их подготовки и выполнения.
5. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полетов без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна наказывается по ч. 3 комментируемой статьи. Состав правонарушения формальный, объективную сторону которого составляет действие - взлет с нарушением установленных правил. Так, Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации" установлено, что воздушное судно эксплуатируется в соответствии с его эксплуатационной документацией, а также в пределах эксплуатационных ограничений, предписанных уполномоченным органом государства регистрации воздушного судна (п. 2.16). При отказе двигателя или при появлении других неисправностей, угрожающих безопасности полета, если не достигнута скорость принятия решения на продолжение взлета, взлет должен быть немедленно прекращен. В этом случае запрещается повторный взлет до выяснения и устранения причин, вызвавших прекращение взлета (п. 3.57).
Субъективная сторона правонарушения - умысел. Субъектом правонарушения является командир воздушного судна, который принимает окончательные решения о взлете и посадке воздушного судна (п. 1 ч. 1 ст. 58 ВК РФ).
6. По ч. 4 комментируемой статьи наказывается управление воздушным судном лицом, не имеющим такого права. Общие требования к пилотам воздушных судов содержатся в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации". Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота самолета, дирижабля объемом более 4600 куб. м, свободного аэростата, планера, вертолета, сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115 кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное Правилами (п. 2.1). При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносится отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений) (п. 2.2).
Рассматриваемое правонарушение совершается путем действия. Состав сформулирован как формальный и с субъективной стороны характеризуется умышленной виной. Субъект - любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, включая лиц, имеющих свидетельства пилотов, при управлении воздушным судном иного типа, чем указано в таком свидетельстве.
7. Правонарушение, ответственность за которое содержится в ч. 5 комментируемой статьи, представляет собой нарушение предписаний ст. ст. 33, 34 и 66 ВК РФ. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов с выдачей свидетельства о государственной регистрации. При этом воздушному судну присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.
С объективной стороны правонарушение совершается путем действий. Состав сформулирован как формальный с альтернативными признаками предмета правонарушения. Субъективная сторона - умысел. Субъект правонарушения - специальный (командир воздушного судна).
8. Правонарушение, состав которого сформулирован в ч. 6 комментируемой статьи, является нарушением предписаний ст. 67 ВК РФ, а также требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации".
Состав правонарушения сформулирован как формальный с альтернативными признаками объективной стороны и заключается либо в управлении воздушным судном, на котором отсутствует необходимая документация, либо в управлении воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документа на право управления данным типом такого судна. Правонарушение совершается путем действий и характеризуется умышленной виной. Субъект правонарушения - лицо, входящее в летный экипаж воздушного судна.
9. В ч. 7 комментируемой статьи предусматривается ответственность за формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны. Объективная сторона может быть выполнена путем: 1) управления воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения; 2) уклонения лица, управляющего воздушным судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; 3) передачи управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Таким образом, правонарушение может быть совершено как действием, так и бездействием.
Состояние опьянения возникает после приема (введения в организм человека) алкоголя, наркотического средства или иного одурманивающего вещества и "приводит к нарушению сознания, когнитивной деятельности, восприятия, суждения, эмоционального состояния или поведения либо других психофизиологических функций и реакций" человека (см.: Лексиконы психиатрии Всемирной организации здравоохранения. Киев, 2001. С. 221). Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации" (п. 2.5) и "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (п. 1.9) запрещают выполнять или предпринимать попытки выполнить функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также функции, предоставляемые свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, в состоянии алкогольного опьянения или находясь под воздействием любого психоактивного вещества.
Субъективную сторону правонарушения составляет вина в форме умысла. Субъект правонарушения специальный. Таким субъектом может быть командир воздушного судна или другое лицо летного состава, управляющее воздушным судном.
10. В ч. 8 комментируемой статьи содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения. В объективную сторону правонарушения входят следующие действия: 1) допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации; либо не поставлено на государственный учет; либо не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака; либо имеет заведомо подложные такие знаки; либо на котором отсутствует судовая и полетная документация; либо на котором не укомплектованы летный или кабинный экипаж; либо которое имеет неисправности, запрещающие его эксплуатацию без специального разрешения; либо на котором нарушены норма пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке; либо 2) допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на это права или находящегося в состоянии опьянения; либо 3) обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на это права или находящимся в состоянии опьянения.
Все указанные действия являются нарушениями предписаний ВК РФ и Федеральных авиационных правил, относящихся к безопасности эксплуатации воздушных судов, включая их техническое обслуживание.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица, имеющие необходимую подготовку и осуществляющие допуск к полету воздушных судов и их обслуживание, а также допуск к такому обслуживанию.
11. В ч. 9 данной статьи установлена ответственность за выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные российским законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 88 ВК РФ полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
Правонарушение, состав которого является формальным, совершается действием. С субъективной сторона оно характеризуется умышленной виной. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.
12. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 6, 8 и 9 комментируемой статьи, рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42). Дела о правонарушениях, совершенных по ч. 7 данной статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1). Они также могут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 и 5 этой же статьи, при условии, если должностные лица, к которым поступают такие дела, передадут их на рассмотрение судей.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ч. 1 и п. 50 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. 7 комментируемой статьи, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 11.5 КоАП РФ
1. Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности эксплуатации воздушных судов.
Объективную сторону правонарушения составляют следующее.
Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается (п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 766 утверждены Правила допуска к эксплуатации государственных воздушных судов.
Приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118 утверждены Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения".
Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи.
При этом законодатель определил причинение легкого вреда здоровью как кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 комментируемой статьи.
Под причинением средней тяжести вреда здоровью законодатель понимает неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
2. Действующим законодательством предусмотрены правила эксплуатации воздушных судов.
Так, вылет воздушного судна с неустраненными неисправностями запрещается, кроме случаев, предусмотренных руководством по летной эксплуатации. Разрешение на вылет воздушного судна с неисправностью или повреждением, указанным в руководстве по летной эксплуатации, дает руководитель, ответственный за технический осмотр судна (п. 6.5.1 Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России. НТЭРАТ ГА-93, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.06.1994 N ДВ-58). Тем же пунктом наставления установлены исключения, при которых допускается вылет воздушного судна, а также уполномоченные лица, выдающие разрешение на выполнение полета.
Превышать установленную для фактических условий аэродрома полетную массу и центровку воздушных судов категорически запрещается (п. 39 Инструкции об организации воздушных перевозок в авиации ФТС России, утвержденной Приказом ФТС РФ от 24.06.2009 N 1172).
Также для различных типов воздушных судов установлены нормы пассажировместимости и грузовместимости.
Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи.
3. Управление воздушным судном лицом может осуществляться лишь лицом, имеющим соответствующее право. Так, Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, установлены требования к членам экипажа воздушных судов. Глава 8 Воздушного кодекса РФ содержит общие нормы о составе экипажа воздушного судна, их функциях, правах и обязанностях.
Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 4 комментируемой статьи.
Обязательность и правила государственной регистрации воздушных судов установлены многочисленными нормативными актами (Воздушный кодекс РФ, Порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287; Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85; Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденные Приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 N 460).
При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно. На государственные воздушные суда наносятся знаки государственной принадлежности и учетные опознавательные знаки (п. п. 1, 2 ст. 34 Воздушного кодекса РФ).
Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 5 комментируемой статьи.
4. Каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту судовые документы, соответствующие документы на каждого члена экипажа; иные документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации (например, копия свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения).
Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 6 комментируемой статьи.
Запрещается выполнять или предпринимать попытки выполнять функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также диспетчера обслуживания воздушного движения в состоянии алкогольного опьянения (п. 2.5 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"). Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 N 50, установлены обязательность и порядок медицинского освидетельствования летного, диспетчерского состава, бортпроводников.
Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 7 комментируемой статьи.
Совершение в нарушение приведенных ранее норм и правил допуска к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 8 комментируемой статьи.
Полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются (п. 4 ст. 88 Воздушного кодекса РФ).
Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством РФ, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 9 комментируемой статьи.
5. Субъектом правонарушения могут являться граждане, должностные лица, юридические лица, допустившие нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.
Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.
Протоколы об административных правонарушениях по всем частям комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области авиации, а также по ч. 7 - должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются органами, уполномоченными в области авиации, по ч. ч. 1 - 6, 8 и 9 комментируемой статьи (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ), а также судьями - по ч. 7 комментируемой статьи либо в случаях, если орган, уполномоченный в сфере авиации, передает его на рассмотрение судье - по ч. ч. 1 - 3, 5 комментируемой статьи (ч. ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП РФ).