1. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков -
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2012 года Федеральным законом от 31 января 2012 года N 2-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишение права управления судном на срок до одного года (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков -
влечет предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
3. Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.
(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2012 года Федеральным законом от 31 января 2012 года N 2-ФЗ)
4. Необъявление или неправильное объявление капитаном судна лоцману данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна и иных данных о судне, которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
(Часть дополнительно включена с 1 февраля 2012 года Федеральным законом от 31 января 2012 года N 2-ФЗ)
Примечание. Под маломерным судном в настоящем Кодексе следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
(Примечание в редакции, введенной в действие с 25 мая 2012 года Федеральным законом от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ.
Комментарий к статье 11.7 КоАП РФ
1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за два состава правонарушений - нарушения на морском и внутреннем водном транспорте (за исключением маломерного) правил плавания и стоянки судов, захода в порты и выхода из них, буксировки составов и плотов, а также подачи и несения звуковых и световых сигналов (ч. 1) и превышения скорости маломерного судна, несоблюдения им требований навигационных знаков, стоянки и маневрирования, подачи и несения названных сигналов (ч. 2). Правонарушения посягают на безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта.
2. Общие правила захода в морские порты и выхода из них, включая стоянку и плавание в их акватории, содержатся в КТМ РФ. В соответствии со ст. 57 КВВТ РФ государственные бассейновые управления водных путей и судоходства утверждают обязательные постановления, касающиеся правил захода в порт и выхода из него, а также плавания в акватории порта и стоянки в нем. В отношении судоходства по внутренним водным путям действуют Правила плавания по внутренним водным путям РФ, утвержденные Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129 (действуют в редакции Приказа Минтранса России от 31 марта 2003 г. N 114 // БНА ФОИВ. 2003. N 9, 27) и Положение о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 24 апреля 2002 г. N 55 (БНА ФОИВ. 2002. N 30).
3. Часть 2 статьи устанавливает ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность плавания, судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном. Маломерные суда являются водными транспортными средствами, валовая вместимость, мощность главных двигателей и иные технические характеристики которых описаны в примечании к комментируемой статье.
Государственный и технический надзор за маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и в территориальном море России, а также за базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам (с 2003 г. эта инспекция находится в ведении МЧС России), действующей на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835.
4. С объективной стороны оба состава правонарушений, предусмотренных в комментируемой статье, включают в себя совершение хотя бы одного из названных в диспозициях ч. ч. 1 и 2 действий либо бездействия.
5. Субъективная сторона правонарушений - умысел или неосторожность.
6. Субъекты правонарушений - физические лица - судоводители или управляющие судами на морском и внутреннем водном транспорте (ч. 1) либо маломерными судами (ч. 2).
7. Дела о правонарушении, ответственность за которое установлена в ч. 1 комментируемой статьи, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (ст. 23.36); органов, осуществляющих надзор и контроль в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27); по ч. 2 данной статьи - должностные лица органов государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ст. 23.40). При передаче этими органами дел на рассмотрение судей они рассматриваются последними (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют соответственно должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 11.7 КоАП РФ
1. Административным правонарушением признается нарушение установленных правил плавания судов. Состав данного правонарушения регламентирован предписаниями комментируемой статьи и включает в себя различные нарушения установленных правил плавания, которые отражают объективную сторону данного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1, указывает на отсутствие обязательной для плавания документации, причем такая документация не просто должна быть выдана, но и находиться на судне в течение всего периода плавания. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в отсутствии разрешения капитана порта на выход судна из порта из-за судовых документов, с некомплектным или недостаточно квалифицированным экипажем, с нарушением обязательных норм экипировки, в отсутствии обязательных в штатной или нештатной ситуации звуковых или световых сигналов, несоблюдении требований навигационных знаков, входе в порт или выходе из порта без лоцмана в случаях, когда лоцманская проводка судов обязательна, в отказе от сообщения при наличии возможности капитану встречного судна данных о названии своего судна, портах его регистрации, отправления и назначения, в игнорировании требований об обязательном предварительном осмотре буксируемого объекта и проверке необходимых для буксировки документов и др.
Часть 2 комментируемой статьи определяет объективную сторону предусмотренного ею правонарушения как превышение при управлении маломерным судном установленной скорости, игнорирование требований навигационных знаков, остановка или стоянка судна в запрещенных местах (например, в зоне пляжа, речного или морского вокзала, охраняемой акватории гидротехнических сооружений), нарушение правил маневрирования (поворотов, разворота, причаливания, обгона, расхождения судов), подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков. Следует заметить, что в отличие от нарушений, предусмотренных ч. 1, комментируемые положения являются правонарушением лишь в отношении маломерных судов, понятие которых дано в рамках примечания к комментируемой статье. Так, под маломерным судном понимается такое судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Часть 1 распространяет свое действие на все суда, кроме маломерных.
Ярким примером реализации положений ч. 2 комментируемой статьи выступает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2014 по делу N А21-1451/2013, согласно которому судоводитель был лишен права управления маломерным судном на срок 2 месяца на основании ч. 2 ст. 11.7 КоАП РФ за нарушение правил маневрирования. Анализ судебной практики по данному правонарушению свидетельствует о том, что в большинстве случаев предметом судебного разбирательства становится неуплата штрафа, наложенного уполномоченным должностным лицом в соответствии с предписаниями настоящей статьи.
Так, например, старшим госинспектором ГПС ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Самарской области" в отношении Быстрова было вынесено постановление о наложении административного штрафа в размере 300 руб. за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 11.7 КоАП РФ. В ходе проверки было установлено, что данный штраф Быстровым не оплачен. По результатам рассмотрения дела суд признал Быстрова виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) руб. <5>.
--------------------------------
<5> https://www.rospravosudie.com/law/Статья_11.7_КоАП_РФ
Объективную сторону правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи, составляет несоблюдение правил лоцманской проводки, а именно осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, необъявление или неправильное объявление капитаном судна лоцману данных об осадке, о длине, ширине и вместимости судна и иных данных о судне, которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.
Капитан судна не может быть привлечен к административной ответственности по данной статье КоАП РФ в случае, если управляемое им судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке. В данном случае несоблюдение правил лоцманской проводки не является правонарушением, ввиду отсутствия в действиях капитана состава правонарушения, а именно его объективной стороны. Изменение общих правил лоцманской проводки осуществляется им на основании специальных предписаний или разрешений.
2. Объектом предусмотренных комментируемой статьей правонарушений является безопасность движения морского и внутреннего водного транспорта, которая непосредственно зависит от соблюдения или нарушения правил плавания. Любое судно заблаговременно до выхода из порта обязано получить соответствующее разрешение капитана порта, а также оформить иную необходимую документацию. При этом следует заметить, что капитану порта предоставлено право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта в следующих случаях:
- непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;
- нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
- предписания санитарно-карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов федеральной службы безопасности и других уполномоченных на то государственных органов;
- неуплаты установленных портовых сборов.
При определении состава правонарушения немаловажное значение имеет определение совокупности обязательных правил плавания. Указанные правила нашли свое отражение в ряде нормативных актов, в том числе в Постановлении Правительства РФ от 12.05.2012 N 472 "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям РФ спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств", Приказе Министерства транспорта РФ от 01.03.2010 N 47 "Об утверждении Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ", Приказе Министерства транспорта РФ от 24.07.2002 N 100 "Об утверждении правил пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей РФ", международных договорах РФ, правилах перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом; технических условиях формирования и оснастки плотов; правилах торгового мореплавания в порту, открытом для захода иностранных судов, а также в порту, расположенном в устье реки; обязательных постановлениях бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте, лоциях, портовых правилах и множестве других нормативных актов.
3. Субъектный состав данного административного правонарушения различается применительно к особенностям его объективной стороны. В частности, субъектом правонарушения, установленного ч. 1 комментируемой статьи, выступают судоводители или иные лица, управляющие судном (за исключением маломерного) на морском или внутреннем водном транспорте. По общему правилу судоводителем признается лицо, управляющее им в ходе плавания, т.е. капитан судна. К числу иных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1, относятся помощники капитанов, лоцманы и другие лица, по своему статусу и квалификации уполномоченные на управление судном. При этом к ответственности может быть привлечено как лицо, непосредственно управляющее судном, так и капитан судна, на которого возлагается управление судном.
За правонарушение, предусмотренное ч. 2, субъектом административной ответственности выступают судоводители или иные лица, непосредственно управляющие маломерным судном в момент совершения правонарушения. Таким образом, субъектный состав является единым, но при этом различается применительно к категории управляемого им судна.
Положения ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи определяют исключительного субъекта, который может быть привлечен к ответственности за данное правонарушение. Субъектом ответственности является капитан судна. Иное лицо за нарушение правил лоцманской проводки, предусмотренных настоящей статьей, привлечено не может быть.
Субъективная сторона правонарушений, отраженных настоящей статьей, может выражаться как в умысле, так и в неосторожности. Данное правило является общим. Однако следует учитывать, что ряд действий, содержащих в себе состав правонарушения, может быть совершен исключительно с умышленной формой вины, например преднамеренная остановка или стоянка маломерного судна в запрещенных местах. Признак преднамеренности свидетельствует о наличии в действиях субъекта умысла, причем в большинстве случаев прямого. Как правило, умышленной формой вины характеризуется и превышение установленной скорости движения маломерного судна.
4. Следует заметить, что нарушения, предусмотренные комментируемой статьей, влекут за собой не только применение штрафных санкций - наиболее распространенной меры административной ответственности, но и в качестве специальной санкции - лишение специального права - права управления морским или речным судном, в том числе и маломерным.