1. Провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном, морском, внутреннем водном или железнодорожном транспорте -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Провоз багажа без оплаты в автобусе междугородного сообщения -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
3. Провоз в ручной клади, багаже или грузобагаже веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а равно сдача опасных веществ на хранение в железнодорожные камеры хранения -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
4. Провоз без оплаты домашних животных и птиц -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 11.19 КоАП РФ
1. Административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1, 2 и 3 комментируемой статьи Кодекса, посягают на нормальную деятельность транспортных организаций. О правовом регулировании указанных в статье правил см. п. 1 комментария к ст. 11.18.
2. На воздушном, морском, внутреннем водном, железнодорожном транспорте установлены нормы веса и габаритов ручной клади, стоимость перевозки которой входит в стоимость проездного билета. Для провоза ручной клади сверх установленных норм требуется произвести дополнительную оплату по соответствующим тарифам либо в предусмотренных правилами случаях оформить ее в качестве багажа. Для отдельных видов транспорта специально устанавливаются предельно допустимые нормы ручной клади и багажа.
Правилами пользования пассажирским междугородным автомобильным транспортом, автобусом установлена обязанность пассажиров оплачивать провоз багажа, превышающего определенные габариты.
Нарушение правил провоза ручной клади на воздушном, морском, внутреннем водном и железнодорожном транспорте, а также провоз неоплаченного багажа на пассажирском междугородном автомобильном транспорте, автобусе составляют объективную сторону рассматриваемых правонарушений.
Провоз без оплаты домашних животных и птиц является самостоятельным правонарушением. Соответствующими федеральными органами исполнительной власти устанавливаются правила перевозки домашних животных и птиц.
3. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
4. С субъективной стороны правонарушение носит умышленный характер.
5. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи, является безопасность движения и эксплуатации воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
6. В комментируемой статье предусмотрена ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов в ручной клади, багаже или грузобагаже на воздушном, морском, внутреннем водном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Кроме того, в ч. 3 установлена административная ответственность и за сдачу опасных веществ в железнодорожные камеры хранения.
7. Предметом правонарушений по ч. 3 данной статьи являются опасные вещества и предметы. К опасным веществам относятся: взрывчатые вещества (материалы), легковоспламеняющиеся вещества (жидкости, твердые вещества, газы), отравляющие и ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать смерть или отравление при попадании внутрь организма либо при соприкосновении с кожей или слизистой оболочкой; едкие и коррозионные вещества, вызывающие повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, а также коррозию металлов и повреждения транспортных средств, либо вещества, которые могут вызвать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами; радиоактивные вещества и материалы.
К опасным предметам относится прежде всего оружие - огнестрельное и холодное, а также иные колющие или режущие предметы. К таким предметам могут относиться бытовые газовые и иные предметы, содержащие опасные вещества.
Действующими правилами перевозки пассажиров и ручной клади и пользования различными видами транспорта запрещается также провозить зловонные вещества.
8. Перевозка опасных грузов, перечень которых предусмотрен Правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, в качестве ручной клади, багажа и грузобагажа, в пассажирских поездах вообще не допускается (п. 88 Устава железнодорожного транспорта РФ).
Запрет сдавать на хранение огнеопасные, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также иметь такие вещества в багаже установлен Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. п. 37 и 40), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111.
9. Объективная сторона правонарушений выражается в действии (провоз запрещенных опасных веществ, сдача в камеру хранения такого вещества и т.п.) либо в бездействии (отсутствии необходимой упаковки для какого-либо опасного груза, перевозимого ручной кладью).
Ответственность по ч. 3 данной статьи устанавливается за сам факт сдачи в камеру хранения опасных веществ или предметов, и наступления каких-либо вредных последствий не требуется.
10. С субъективной стороны нарушения правил перевозки могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, а для правонарушений, связанных со сдачей опасных веществ в камеру хранения, характерна лишь умышленная вина.
11. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица, в чьи служебные обязанности входит обеспечение соблюдения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте.
12. О рассмотрении дел см. п. 6 комментария к ст. 11.18.
Другой комментарий к статье 11.19 КоАП РФ
1. Данное правонарушение характеризуется общим объектом, свойственным ряду иных составов, предусмотренных гл. 11 КоАП РФ. В качестве объекта рассматриваемого деяния выступают общественные отношения по обеспечению нормальной работы организаций-перевозчиков, деятельность пассажиров по соблюдению правила провоза ручной клади, багажа и грузобагажа. В качестве дополнительного объекта указанных деяний выступает безопасность движения и эксплуатации транспортных средств соответствующего вида.
Объективная сторона в форме действия выражается в провозе предметов и объектов, запрещенных к транспортировке посредством использования определенного вида транспорта или запрещенным способом, например провоз животных, опасных и ядовитых веществ, крупногабаритных грузов и т.п. В большинстве случаев объективная сторона деяний, предусмотренных комментируемой статьей, выражается в форме бездействия, т.е. лицо не совершает обязательных для него действий - оплаты провоза багажа или грузобагажа.
2. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины, причем в большинстве случаев речь идет о прямом умысле. Субъектом административной ответственности в данном случае выступает гражданин, соответствующий общим критериям субъекта административной ответственности, т.е. достигший 16 лет. Для признания лица субъектом ответственности по настоящей статье, он должен выполнить объективную сторону рассматриваемого деяния.
Следует также заметить, что в большинстве случаев применение мер ответственности осуществляется должностным лицом уполномоченного органа либо организации, осуществляющей транспортную деятельность по факту совершения правонарушения в месте его совершения. В этой связи судебная практика по данным составам является минимальной и в большинстве случаев связана с оспариванием действий должностного лица, реализующего меры ответственности.