1. Безбилетный проезд:
1) пункт утратил силу с 18 апреля 2015 года - Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 81-ФЗ;
2) пункт утратил силу с 18 апреля 2015 года - Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 81-ФЗ;
3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ;
4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Безбилетный полет на судне воздушного транспорта -
влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
3. Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения -
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
4. Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, -
влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.
Комментарий к статье 11.18 КоАП РФ
1. Объектами данного правонарушения являются экономические отношения по поводу перевозки, возникающие между транспортной организацией и гражданами, финансовая безопасность этих организаций, которым причиняется существенный материальный ущерб.
Правила провоза пассажиров и багажа ныне регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (РГ. 2007. 10 окт.).
2. Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).
Данная статья предусматривает административную ответственность за безбилетный провоз детей в возрасте от 5 (в городском и пригородном сообщениях - от 7) до 16 лет. Проезд детей до 5-летнего возраста бесплатен, а по достижении 16 лет сам несовершеннолетний является лицом, совершающим безбилетный проезд.
3. Размер штрафа предусмотрен данной статьей в виде четко определенной суммы штрафа. При этом за безбилетный провоз детей, проезд которых подлежит частичной оплате, штраф назначается в уменьшенном размере. В любом из этих случаев размер установленного штрафа приблизительно увязывается законодателем с размером материального ущерба, причиняемого транспортной организации определенного вида безбилетным проездом (полетом) пассажира или провозом детей.
4. Административная ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси и метрополитене устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Ответственность несет лицо, совершившее рассматриваемое правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.
6. К сожалению, законодатель не указал ни субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы.
Если до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ полномочия органов железнодорожного и иных видов федерального транспорта были обозначены в ряде статей гл. 23 Кодекса, то ныне в ст. 23.36 отсылки к ст. ст. 11.18 и 11.19 отсутствуют.
В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. ст. 11.18 и 11.19 видах транспорта.
Другой комментарий к статье 11.18 КоАП РФ
1. Безбилетный проезд в настоящее время остается наиболее распространенным административным правонарушением на всех видах транспорта. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются правила проезда различными видами транспорта. Объективная сторона деяния выражается в отказе от приобретения билета на проезд в транспортных средствах, определенных настоящей статьей, а также в невозможности предъявления билета по требованию контролера или иного уполномоченного лица, например проводника поезда и т.п. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого правонарушения может выражаться как в действии - отказ от приобретения билета, так и в бездействии - непредъявление билета по требованию уполномоченного лица.
Правила проезда отдельными видами транспорта регламентируются соответственно Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"; Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ".
2. Субъектом рассматриваемых правонарушений всегда выступают физические лица - граждане, достигшие возраста 16 лет, не имеющие на протяжении поездки билета, подтверждающего право проезда данного лица на соответствующем виде транспорта. Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется исключительно умышленной формой вины. Невозможно совершить данное правонарушение по неосторожности, поскольку необходимость приобретения проездного документа представляет собой общеизвестный факт. В этой связи не соблюдение такого требования свидетельствует о том, что пассажир знает о последствиях его действий и предвидит их.