Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот до пятисот рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 11.20 КоАП РФ
1. Объектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности при осуществлении строительства, эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов.
2. Предметами рассматриваемого административного правонарушения являются магистральные трубопроводы - трубопроводы высокого давления (свыше 3 кг/кв. см), из которых газ и нефтепродукты поступают в распределительные трубопроводы среднего и низкого давления. В состав этих трубопроводов в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9 (с изм. и доп.), включены также установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи; емкости для хранения и разгазирования конденсата; компрессорные и газораспределительные станции; наливные и сливные эстакады и причалы, и другие сооружения, проезды, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения магистральных трубопроводов. Следует также иметь в виду, что названные Правила Постановлением Госгортехнадзора России от 23 ноября 1994 г. распространены на магистральные аммиакопроводы.
3. С объективной стороны административные правонарушения выражаются в двух действиях: нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; пуск этих трубопроводов в эксплуатацию с техническими неисправностями.
4. Магистральные трубопроводы в соответствии с приложением к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изм. и доп.) относятся к опасным производственным объектам. На них распространяются все требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Данные требования должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарного благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, строительства, а также требованиям государственных стандартов (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).
5. Земельный кодекс РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для размещения трубопроводов, охранные зоны с особыми условиями использования этих земельных участков (ст. 90).
Запрещено, в частности, сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать коллективные сады и огороды; производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; производить горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта и т.д.
6. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается пуск магистральных трубопроводов в эксплуатацию с техническими неисправностями. Вид таковых не имеет значения для квалификации данного правонарушения. Ими могут быть любые отклонения от установленных норм и нормативов, обеспечивающих нормальную и безопасную эксплуатацию магистральных трубопроводов.
7. Состав административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, образуют действия, нарушающие правила безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, либо пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Если в результате этих противоправных действий наступили вредные последствия, то правовая оценка содеянного будет зависеть от характера, размера ущерба или иных последствий, формы вины. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, образует состав преступления, предусмотренный ст. 269 УК РФ.
8. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может выражаться в форме умышленной или неосторожной вины по отношению к нарушению правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Пуск в эксплуатацию этих трубопроводов с техническими неисправностями предполагает умышленную форму вины.
9. Субъектами административного правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31), а также районными судьями, если возникнет вопрос о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов.
Другой комментарий к статье 11.20 КоАП РФ
1. Правовое регулирование эксплуатации магистральных трубопроводов осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которому магистральные трубопроводы относятся к числу опасных производственных объектов. В этой связи обеспечение безопасности в процессе строительства, эксплуатации и ремонта таких объектов осуществляется в соответствии с предписаниями указанного Закона, а также природоохранного законодательства. Немаловажную роль в обеспечении безопасности на всех указанных этапах играют и положения Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9.
Таким образом, в качестве объекта правонарушения следует рассматривать совокупность установленных указанными нормативными актами правил и требований, предъявляемых к процессу строительства, эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов. Следует также заметить, что указанные требования в настоящее время охватывают собой не только магистральные трубопроводы, но и магистральные аммиаководы. Подобный подход позволяет распространять на указанные объекты и положения настоящей статьи.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении действий, создающих угрозу безопасности личности, общества, государства вследствие нарушения установленных правил строительства, эксплуатации и ремонта трубопроводов. Перечень потенциально опасных видов деятельности комментируемой статьей не регламентирован, что свидетельствует о непосредственном применении положений вышеуказанных нормативных актов. Примером реализации объективной стороны рассматриваемого деяния выступает запуск трубопровода с неисправностями. Анализ судебной практики по данным видам нарушений свидетельствует о том, что в большинстве случаев указанные деяния в силу их повышенной опасности квалифицируются в качестве преступлений и подпадают под действие УК РФ.
2. Субъектный состав рассматриваемого деяния включает в себя всю совокупность лиц, которые могут выступать субъектами административной ответственности: от граждан до юридических лиц. Указанный подход также обусловлен повышенной опасностью магистральных трубопроводов, а также значительностью последствий таких нарушений для жизнедеятельности общества, государства и личности. В качестве одного из субъектов рассматриваемого деяния закон указывает лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. По общему правилу, установленному ГК РФ, речь идет об индивидуальных предпринимателях. Однако общий характер указанной формулировки правовой нормы свидетельствует о возможности привлечения к ответственности по данной статье любого лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в том числе с нарушением требований действующего законодательства в части получения разрешения на осуществление предпринимательской деятельности.
Субъективная сторона данного деяния выражается в большинстве случаев в умышленной форме вины, что не исключает возможности совершения данного правонарушения и по неосторожности по отношению к нарушению правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Следует особо обратить внимание на тот факт, что пуск в эксплуатацию трубопроводов осуществляется специально уполномоченными субъектами, которые имеют все необходимые возможности объективно оценить степень его качества и минимизировать риск реализации угрозы безопасности. В этой связи пуск трубопровода с техническими неисправностями свидетельствует о наличии в действиях виновного субъекта умысла.