1. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (абзац в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 247-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(Часть дополнительно включена с 20 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 247-ФЗ)
Комментарий к статье 10.6 КоАП РФ
1. Цели данной статьи - охрана животного мира (диких, сельскохозяйственных и домашних животных), обеспечение ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, предотвращение заболеваний населения и иного вреда здоровью людей, а также материального ущерба.
2. Правовое регулирование ветеринарно-санитарных правил является многоуровневым. Ветеринарное законодательство включает Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (с изм. и доп.), Постановления Правительства РФ от 29 октября 1992 г. N 830 "О государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств", утвердившее соответствующее Положение; Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации".
Охрана территории России от заноса заразных болезней животных из других государств основывается на том, что к ввозу в РФ допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств; закупка и ввоз животных, продуктов животноводства и кормов органами исполнительной власти, организациями и гражданами допускается только с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора РФ; ввоз указанных объектов осуществляется только через пограничные ветеринарные контрольные пункты.
Ветеринарно-санитарные правила решают вопросы предупреждения болезней животных, безопасности продуктов животноводства, устанавливают зоогигиенические требования содержания животных, определяют порядок предоставления животных для осмотра, их перевозки, проведения профилактических мероприятий и ликвидации болезней животных, устанавливают обязанность немедленного извещения о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных.
Государственный контроль и надзор в сфере борьбы с болезнями животных, внесение представлений в органы государственной власти об установлении карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов массовых заразных заболеваний животных, а также охрану территории России от проникновения возбудителей болезней животных осуществляют Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Определенные функции и полномочия по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ возложены на органы Федеральной таможенной службы (ст. ст. 14 и 22 Закона РФ "О ветеринарии").
Перечень карантинных и особо опасных заболеваний животных утверждается Минсельхозом России.
3. Новая ч. 2 комментируемой статьи предусматривает повышенную ответственность за нарушение правил борьбы с особо опасными болезнями животных в целях обеспечения ветеринарной безопасности страны. Статья 17 Закона РФ "О ветеринарии" определяет обязанности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в случае возникновения очагов заразных болезней животных. Перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животным, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Таким органом ныне является Министерство сельского хозяйства РФ.
4. Объективная сторона правонарушения заключается в действиях или бездействии, например: несвоевременное проведение мер по ликвидации очагов заболевания; совершение запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства; непроведение вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу; реализация молока и молочных продуктов больных животных в свободной продаже; непроведение дезинфекционных работ в помещениях, где содержатся заболевшие животные, или на перевозивших их транспортных средствах и т.п.
5. Субъектами правонарушения могут быть граждане - владельцы животных, водители транспортных средств, работники и должностные лица животноводческих ферм, птицефабрик, мясокомбинатов и других предприятий по переработке продуктов животноводства, производству и хранению кормов и кормовых добавок, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица органов ветеринарного надзора.
6. Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.
7. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14), а при необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности - районными судьями (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 10.6 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с охраной животного мира, обеспечением ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, предотвращением заболеваний населения и иного вреда здоровью людей.
Объективная сторона правонарушения заключается в действиях (бездействии), направленных на оборот объектов животного мира без соблюдения установленных правил карантина и ветеринарно-санитарных правил. Примером может служить несвоевременное проведение мер по ликвидации очагов заболевания, совершение запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства, непроведение вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу и т.д.
Основным нормативным актом, устанавливающим ветеринарно-санитарные правила, является Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", кроме того эта сфера регламентируется принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Квалифицированный состав, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, устанавливает ответственность за совершение действий, направленных на нарушение законодательно установленных правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
Перечень заразных и иных болезней, являющихся особо опасными, утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства России от 09.03.2011 N 62.
2. Субъектами правонарушения могут быть граждане, являющиеся владельцами животных, водители транспортных средств, работники и должностные лица животноводческих ферм, птицефабрик, мясокомбинатов и других предприятий по переработке продуктов животноводства, производству и хранению кормов и кормовых добавок, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица органов ветеринарного надзора.
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной и неосторожной формами вины.