Самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 8.19 КоАП РФ
1. Цель данной статьи, содержащей два формальных состава, - охрана континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морей Российской Федерации, морских биоресурсов от загрязнения, уничтожения и иного негативного воздействия в результате неправомерного захоронения отходов и других материалов, а также обеспечение установленного порядка обращения с отходами. Сфера применения статьи - деятельность по захоронению отходов и других объектов и контролю за захоронением их на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
2. Предмет правонарушения - отходы (о понятии см. комментарий к ст. 8.2) и иные материалы. Иные материалы представляют собой части (элементы) конструкций, аппаратов, судов, оборудования и т.п., использовавшихся при работах на континентальном шельфе, в морских водах или в исключительной экономической зоне РФ, либо продукты, полученные в результате таких работ либо специально доставленные для захоронения, и т.п. Отходы разделяются на несколько видов: запрещенные к захоронению на континентальном шельфе (их перечень согласно ст. 34 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" публикуется в "Извещениях мореплавателям") и разрешенные к захоронению. Предметом данного правонарушения являются отходы и материалы, не включенные в соответствующий перечень, захоронение которых не запрещено, но осуществляется с соблюдением специально установленных правил и в особом порядке.
3. Согласно законодательству РФ захоронение может производиться на поверхности морского дна и в недрах подводных районов континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морей и территориального моря Российской Федерации. Оно представляет собой удаление отходов и других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений или уничтожение (затопление) судов, установок и пр. Захоронение отходов и других материалов допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом охраны окружающей среды по согласованию с иными заинтересованными федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, территория которых прилегает к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение, и лишь при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов.
Захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ следует отличать от загрязнения моря (морских вод, морской среды).
4. Объективная сторона первого состава состоит в самовольном, т.е. без полученного в установленном порядке разрешения, захоронении отходов и иных материалов, которые не запрещены к захоронению в указанных местах.
5. Содержание и реквизиты запроса на захоронение отходов определяются законодательством РФ. Он должен содержать: наименование отходов, их характеристики и состав, характеристику места и метода захоронения; обоснование невозможности или нецелесообразности утилизации или захоронения отходов на суше; указание на вид транспортных средств, на которых предполагается доставлять отходы, и т.д. Иностранные государства, их физические и юридические лица могут производить захоронение отходов только при наличии международных договоров между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством, получив в установленном порядке разрешение на захоронение.
В тексте статьи оговорен способ захоронения - оно производится с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
6. Объективная сторона нарушения правил захоронения отходов и других материалов состоит в действиях (например, в погружении не разрешенных к захоронению отходов и других материалов на морское дно, захоронении отходов, характеристики которых не соответствуют по токсичности или иным параметрам, указанным в запросе, захоронении материалов на участке континентального шельфа, не отведенном для этого органом, выдававшим разрешение, и т.п.) или бездействии, т.е. в несоблюдении оговоренных в разрешении условий и невыполнении указанных в нем мер по предотвращению причинения ущерба живым ресурсам, непроведении наблюдений (метеорологического и гидрометеорологического), необходимых при захоронении отходов и других материалов, и т.п.
Не является нарушением правил захоронения отходов и других материалов сброс вредных (опасных) веществ, поскольку они не включены законодателем в предмет правонарушения; не охватываются понятиями отходов и иных материалов; оборот вредных веществ регламентируется иными нормативными актами и правилами, а ответственность - в случае их захоронения в указанных акваториях - будет наступать по ст. 8.2, содержащей общий состав. Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в "Извещениях мореплавателям".
7. Правонарушение считается оконченным с момента завершения действий (бездействия), содержащих признак нарушения правил. Наступления последствий не требуется.
8. Субъективная сторона - умышленная вина.
9. Субъекты - должностные лица, юридические лица как российские, так и иностранные, осуществляющие соответственно управление судами, летательными аппаратами и т.п., либо руководство работами на искусственных островах, сооружениях, установках, либо ответственные за захоронение отходов и других материалов, названные в запросе и указанные в таком качестве в выданном разрешении на захоронение, либо иные лица, осуществляющие в силу закона, правоприменительного решения или международного договора захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе РФ.
10. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22), органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29), органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31), а также судьями в случае передачи им на рассмотрение указанными выше должностными лицами (органами) дел о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 8.19 КоАП РФ
1. Введение комментируемой статьи в состав КоАП РФ обусловлено необходимостью охраны континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морей Российской Федерации, морских биоресурсов от загрязнения, уничтожения и иного негативного воздействия в результате неправомерного захоронения отходов и других материалов, а также обеспечение установленного порядка обращения с отходами.
Предметом правонарушения являются отходы производства и иные материалы, не включенные в перечень не запрещенных к захоронению на указанной территории, но подпадающих под действие специально установленных правил, определяющих порядок их захоронения. Под иными материалами понимаются части (элементы) конструкций, аппаратов, судов, оборудования и т.п., использовавшихся при работах на континентальном шельфе, в морских водах или в исключительной экономической зоне РФ, либо продукты, полученные в результате таких работ либо специально доставленные для захоронения, и т.п.
Захоронение представляет собой удаление отходов и других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений или уничтожение (затопление) судов, установок и пр., и может производиться на поверхности морского дна и в недрах подводных районов континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морей и территориального моря РФ только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом охраны окружающей среды по согласованию с иными заинтересованными федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, территория которых прилегает к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение, и лишь при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов.
2. Объективная сторона первого состава административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в самовольном, без полученного в установленном порядке разрешения, захоронении отходов и иных материалов, которые не запрещены к захоронению в указанных местах. Обязательным признаком объективной стороны данного состава является способ захоронения - с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
Объективная сторона правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение правил захоронения отходов и других материалов выражается в действиях или бездействии, направленных на несоблюдение или сознательное нарушение оговоренных в разрешении условий захоронения, невыполнении указанных в нем мер по предотвращению причинения ущерба живым ресурсам, непроведении необходимых при захоронении отходов и других материалов наблюдений.
Следует отметить, что сброс вредных (опасных) веществ во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ не подпадает под действие рассматриваемой нормы административного права, поскольку указанные вещества не включены законодателем в предмет правонарушения и не охватываются понятиями отходов и иных материалов. Такие действия подлежат квалификации по ст. 8.2 КоАП РФ.
Рассматриваемые составы административных правонарушений являются формальными, поскольку правонарушения считаются оконченными с момента завершения действий (бездействия), независимо от наступления из-за них негативных последствий.
Совершение рассматриваемых административных правонарушений возможно только с умышленной формой вины.
3. В качестве субъектов могут выступать российские и иностранные граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие соответственно управление судами, летательными аппаратами и т.п., либо руководство работами на искусственных островах, сооружениях, установках, либо ответственные за захоронение отходов и других материалов, названные в запросе и указанные в таком качестве в выданном разрешении на захоронение, либо иные лица, осуществляющие в силу закона, правоприменительного решения или международного договора захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе РФ.