1. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Самовольное изменение программы ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (абзац дополнен с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 182-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 8.18 КоАП РФ
1. Цель данной статьи - охрана суверенных прав Российской Федерации на континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ и обеспечение порядка в организации и проведении ресурсных и морских исследований континентального шельфа и исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря и их ресурсов. Сфера применения статьи - деятельность международных, иностранных и отечественных научных, научно-исследовательских, экологических и иных организаций и объединений, связанная с изучением указанных объектов.
2. Правила проведения ресурсных или морских научных исследований установлены Федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации" в гл. V и других его статьях; "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в гл. IV; "О внутренних морских водах, прилежащей зоне Российской Федерации", нормами иных федеральных законов, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, касающимися ресурсных исследований неживых ресурсов, исследований живых ресурсов морских научных исследований, принципов их проведения, порядка запроса, оснований для отказа в разрешении, обязанностей российских и иностранных заявителей, приостановления или прекращения исследовательских работ (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 391 "Об утверждении Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации и о внесении дополнений в пункт 9 Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации").
3. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны и морской среды, а также защиты исключительного права Российской Федерации на проведение ресурсных и морских исследований в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Предметом являются: а) морские научные исследования на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы); б) ресурсные исследования неживых и живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов).
Морские научные и иные виды исследований могут проводиться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, российскими гражданами и юридическими лицами, т.е. российскими заявителями, а также иностранными государствами, их гражданами и юридическими лицами, компетентными международными организациями, т.е. иностранными заявителями. Порядок представления и рассмотрения запросов на проведение исследований, их оценки и принятия решений устанавливается законодательством РФ в соответствии с международными договорами РФ.
4. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований состоит в действиях (бездействии), например в несоблюдении даты окончательного ухода исследовательских судов; изменении маршрутов следования к районам исследования; использовании не предусмотренного в разрешении оборудования; оказании вредного воздействия на морскую среду, минеральные и живые ресурсы; проведении не предусмотренных в разрешении буровых работ; непредоставлении соответствующему федеральному органу предварительных докладов, копий наблюдений; оставлении неубранными оборудования, устройств и сооружений, которые использовались для проведения исследований; несанкционированном возведении сооружений и пр.
5. Самовольное изменение программы ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (ч. 2 данной статьи) посягает как на юрисдикцию России в отношении морских исследований, так и на порядок пользования континентальным шельфом и исключительной экономической зоной РФ. Согласно ст. 29 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" программа морских научных исследований может изменяться только по согласованию со специально уполномоченным на то органом исполнительной власти. Изменения считаются согласованными, если данный орган подтвердил получение уведомления о предполагаемых изменениях и не сообщил в течение 45 дней со дня получения уведомления о своих возражениях. Ресурсные или морские научные исследования подлежат немедленному прекращению, если имели место отступления от сведений, представленных в запросе. Данное правонарушение считается оконченным с момента самовольного изменения программы морских научных исследований.
6. Субъекты правонарушения по ч. 1 данной статьи - должностные лица российских, иностранных и международных организаций и юридические лица; по ч. 2 - указанные должностные лица и юридические лица.
7. Субъективная сторона - умышленная вина.
8. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22); органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29), а также судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 8.18 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны и морской среды, а также защиты исключительного права Российской Федерации на проведение ресурсных и морских исследований в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
В качестве предмета противоправного посягательства, запрещенного под угрозой привлечения к административной ответственности по рассматриваемой статье, выступают морские научные исследования на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а также ресурсные исследования неживых и живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, выражается действиями (бездействием), нарушающими правила проведения ресурсных или морских научных исследований. Примером может служить несоблюдение даты окончательного ухода исследовательских судов, изменение маршрутов следования к районам исследования, использование непредусмотренного в разрешении оборудования, оказание вредного воздействия на морскую среду, минеральные и живые ресурсы, проведение не предусмотренных в разрешении буровых работ и т.д.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, заключается в самовольном, без согласования в установленном ст. 29 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ порядке, изменении программы ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, что свидетельствует о посягательствах на юрисдикцию России в отношении морских исследований, на порядок пользования континентальным шельфом и исключительной экономической зоной РФ.
3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть граждане РФ, иностранные граждане, должностные лица российских, иностранных и международных организаций и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.