Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.
Комментарий к статье 8.15 КоАП РФ
1. Цель данной статьи - охрана водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также поддержание надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов. Сфера ее применения затрагивает жизненно важные вопросы экологической безопасности населения и территорий. Статья содержит один формальный состав административного правонарушения.
2. Правила эксплуатации указанных в статье объектов детально регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изм. и доп.) и другими нормативными правовыми актами.
3. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты. Предмет - водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, т.е. водопроводяшие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы; гидротехнические сооружения, т.е. плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.
4. По объективной стороне правонарушение совершается как путем действия, так и бездействия, например: невыполнение требований о представлении декларации; обеспечения безопасности гидротехнического сооружения или проведении соответствующей экспертизы, нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации и т.п.
Нарушения правил эксплуатации представляет использование такого рода сооружения или устройства, например плотины, шлюза, гидравлической электростанции, прокладка кабелей и т.п., разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе находящегося в аварийном состоянии), либо подлежащего консервации или ликвидации, либо не имеющего собственника. Таким образом, речь идет о сооружениях, юридически и фактически обладающих особым статусом. Их эксплуатация может осуществляться собственником только на основании лицензии на этот вид деятельности и при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного специально уполномоченным органом государственного надзора, по правилам эксплуатации этого сооружения, утвержденным по согласованию с указанным органом надзора. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Конкретные обязанности установлены п. 3 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237.
5. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, например несоблюдении сроков контроля за состоянием гидротехнических сооружений, непринятии мер по своевременному их ремонту, предотвращению аварийных ситуаций, в размещении в накопителях иных по качественному составу отходов в отличие от предусмотренных техническими условиями, превышении объемов жидких отходов в накопителях, иных нарушениях обеспечения допустимого уровня аварий гидротехнических сооружений, непредставлении декларации безопасности гидротехнического сооружения и т.п. Наступления последствий не требуется.
6. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.
7. Субъекты правонарушения перечислены в санкции данной статьи.
8. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23), а также соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ - в отношении водных объектов, не подлежащих федеральному государственному контролю и надзору (ст. 23.23.1), и органов, осуществляющих экологический контроль (ст. 23.29).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 8.15 КоАП РФ
1. Целью рассматриваемой статьи является охрана водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также поддержание надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.
В качестве предмета рассматриваемого правонарушения выступают водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, т.е. водопроводящие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы; гидротехнические сооружения, т.е. плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.
2. Объективная сторона правонарушения выражается совершением действий или бездействия, нарушающих правила эксплуатации сооружений: использование такого рода сооружения или устройства, например плотины, шлюза, гидравлической электростанции, прокладка кабелей и т.п., разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, либо подлежащего консервации или ликвидации, либо не имеющего собственника. Эксплуатация таких сооружений может осуществляться собственником только на основании лицензии на этот вид деятельности и при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного специально уполномоченным органом государственного надзора, по правилам эксплуатации этого сооружения, утвержденным по согласованию с указанным органом надзора. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
3. С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется виной в формах умысла или неосторожности.
Субъектами правонарушений могут быть индивидуальные предприниматели, граждане или юридические лица, должностные лица.