1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(Абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 173-ФЗ.
2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 8.14 КоАП РФ
1. Цель данной статьи - обеспечение административно-правовыми средствами должного порядка в сфере использования вод, водных объектов юридическими лицами и гражданами (водопользователями) и тем самым охрана водных ресурсов от истощения и иных негативных воздействий. Сфера ее применения расширилась и охватывает различные виды деятельности при проведении самых разных работ: от добычи полезных ископаемых до судоходства и эксплуатации сооружений на водных объектах и вблизи них. Тем самым она распространяется на поведение многих лиц, занятых в указанных в диспозиции нормы работах.
2. О правовом регулировании водопользования см. п. 2 комментария к ст. 8.13.
3. Статья содержит два формальных состава административных правонарушений. Объектом правонарушения являются отношения в области водопользования. Предмет - воды и водные объекты.
4. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - основной состав с альтернативными признаками объективной стороны (ч. 1 данной статьи). Водопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а водопотребителями - граждане или юридические лица, получающие от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд. Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, являющейся актом специально уполномоченного государственного органа использования и охраны водного фонда. В нее включаются сведения о водном объекте, водопотребителях, водопользователе, способах и целях использования водного объекта, указание пространственных границ (координат) водного объекта или его части, а при необходимости - мест забора (сброса) воды, сведения о лимитах водопользования, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, сроки действия лицензии и требования по рациональному использованию и охране водных объектов и окружающей среды.
Водный кодекс РФ регламентирует целевое использование водных объектов: приоритетное - для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; для промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства (орошение), гидроэнергетики и других целей. Устанавливаются обязанности водопользователей (например, при использовании водных объектов в промышленности и энергетике они должны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранению их температурного режима). Нынче виды водопользования преимущественно определяются через их целевое назначение (см. ст. ст. 37 и 38, а также ст. 6 ВК РФ "Водные объекты общего пользования").
Нормативными правовыми актами определяются объемы забираемых и сбрасываемых вод, сроки и другие условия, публичные и частные водные сервитуты, а решениями органов местного самоуправления - условия общего водопользования и т.п. Несоблюдение этих условий при заборе (изъятии) воды из водных объектов и при сбросе сточных вод нарушает правила водопользования. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод" определены полномочия Федерального агентства водных ресурсов в указанной области и сроки установления лимитов и квот на двухлетние периоды до 1 января 2015 г.
Нарушение правил водопользования состоит также в использовании воды (изъятой или отведенной из водных объектов) в производственной и иной деятельности в излишних объемах, приводящих к истощению вод и другим негативным последствиям (например, использование источников питьевого снабжения на орошение, заборы воды из резервированных источников водоснабжения и т.п.).
Бездействие состоит в несоблюдении установленного порядка учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод; непроведении систематических наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами; непредоставлении такого рода информации специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда; неустановке контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования по определению количественных и качественных характеристик сточных вод, несоблюдении установленных сроков ее государственной аттестации, нарушении ее состояния.
Определение качества сбрасываемых вод осуществляется на основе нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты при разработке водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, лицензирования и лимитирования водопользования, размещения, проектирования, строительства, реконструкции хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод, определения объемов безвозвратного водопотребления и др.
Не являются нарушением правил водопользования использование водных объектов для плавания на маломерных судах, для разовых посадок (взлетов) воздушных судов, водопользование для пожарных нужд, забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения, а также пользование обособленными водными объектами.
5. Субъектами правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи являются как граждане и должностные лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица. В отношении последних двух категорий лиц Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в качестве альтернативного основного наказания предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. 3.12 КоАП РФ).
6. Специальный порядок установлен для пользования береговой полосой внутренних водных путей РФ, которые являются зоной с особыми условиями пользования, т.е. с ограничениями в пределах этой полосы хозяйственной деятельности (см. Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71).
Нарушение условий договора либо решения (см. п. 5 комментария к ст. 7.6 КоАП РФ) - деяние в виде неправомерного действия или бездействия. Наступления вредных последствий не требуется. Действие может состоять в осуществлении работ, использовании оборудования, технологий добычи полезных ископаемых, не предусмотренных в договоре, а также в проведении работ не в том месте и не в то время, которые указаны в лицензии, и т.п. Бездействие выражается в невыполнении отдельных видов работ, обязательных для охраны вод и т.п., указанных в качестве условия в разрешении.
7. Субъектом предусмотренных ч. 2 данной статьи правонарушений являются водопользователи - должностные лица предприятий и организаций, а также граждане, использующие водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения - в форме умысла или неосторожности.
8. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный и региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. ст. 23.23; 23.23.1) в пределах своей компетенции. Кроме того, дела по ч. 1 данной статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29).
В случае необходимости применения более строгого наказания - административного приостановления деятельности (ч. 1 данной статьи) - дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) (см. комментарий к ст. 3.12).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 8.14 КоАП РФ
1. Комментируемая статья была введена в состав КоАП РФ в целях обеспечения административно-правовыми средствами установленного порядка в сфере использования вод, водных объектов юридическими лицами и гражданами, охраны водных ресурсов от истощения и иных негативных воздействий.
Объектом рассматриваемых правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, выступают общественные отношения в области водопользования.
Водный кодекс РФ устанавливает целевое использование водных объектов: в первую очередь для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; а затем уже для промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства (орошение), гидроэнергетики и других целей. Действующим водным законодательством и подзаконными нормативными актами определены объемы забираемых и сбрасываемых вод, сроки и другие условия, публичные и частные водные сервитуты, условия общего водопользования.
2. Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в совершении при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты действий, нарушающих установленные правила водопользования, направленных на несоблюдение установленных законодательством условий при заборе (изъятии) воды из водных объектов и при сбросе сточных вод.
К нарушениям правил водопользования будет относиться и использование воды (изъятой или отведенной из водных объектов) в производственной и иной деятельности в излишних объемах, приводящих к истощению вод и другим негативным последствиям.
Противоправное бездействие, характеризующее объективную сторону рассматриваемого состава, заключается в:
- несоблюдении установленного порядка учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод;
- непроведении систематических наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами;
- непредоставлении такого рода информации специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда;
- неустановке контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования по определению количественных и качественных характеристик сточных вод, несоблюдении установленных сроков ее государственной аттестации, нарушении ее состояния.
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, заключается в совершении виновным лицом действий, не предусмотренных разрешительным документом на водопользование, противоречащих условиям, содержащимся в нем.
Рассматриваемые составы административных правонарушений имеют формальный характер, в связи с чем ответственность за их совершение наступает с момента совершения противоправных действий, составляющих объективную сторону.
4. Субъектами административной ответственности, предусмотренной комментируемой статьей, будут являться водопользователи - граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, должностные лица и индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.