(Наименование в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 342-ФЗ.
1. Часть утратила силу с 14 декабря 2013 года - Федеральный закон от 2 декабря 2013 года N 342-ФЗ.
2. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 282-ФЗ.
Комментарий к статье 8.12 КоАП РФ
1. Цель данной статьи - способствовать усилению охраны водных объектов, обеспечению надлежащего порядка деятельности землепользователей и лесопользователей на земельных участках водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.
2. Правовое регулирование осуществляется предписаниями Земельного, Лесного и Водного кодексов РФ. См. также Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 (в ред. Постановления Правительства РФ от 4 марта 2009 г. N 192). См. также Приказ Рослесхоза от 14 декабря 2010 г. N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции по защите природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участков лесов" (РГ. 2011. 19 янв.).
3. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере использования и охраны водных объектов. Предмет - водоохранные зоны, т.е. территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности, и прибрежные полосы, т.е. особые защитные участки в пределах водоохранных зон с запретом на осуществление отдельных видов работ. Статья 63 Водного кодекса РФ "Охрана лесов, расположенных в водоохранных зонах" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ) определяет цели такой охраны: предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также предусматривает запрет рубок главного пользования; в отношении иных рубок в водоохранных лесах необходимо получать разрешения в соответствии с лесным законодательством, но они также существенно ограничиваются.
4. Нарушение порядка отвода земельных участков и порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ч. 1 данной статьи) - формальный состав. Объективная сторона выражается в деянии (действии или бездействии), например в предоставлении в пользование лесов водоохранных зон без согласования с органом по охране водного фонда, в отводе земельного участка для осуществления неразрешенного строительства, ведения взрывных, дноуглубительных, иных работ без согласования со специально уполномоченным органом по охране водного фонда и т.п.
Субъективная сторона указанного правонарушения - умышленная вина.
5. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ч. 2 данной статьи) по объективной стороне представляет собой деяние (действие или бездействие). Оно может состоять (в прибрежных полосах) в распашке земель, рубке и корчевке лесов, размещении животноводческих ферм и лагерей, размещении объектов водоснабжения, рекреации рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых, гидротехнических сооружений без лицензии, а в водоохранных зонах - в ведении рубок главного пользования.
6. Субъектами правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. В отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ предусмотрен альтернативный вид основного наказания - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. ст. 3.2 и 3.12 КоАП РФ). Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.
7. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный и региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. ст. 23.23; 23.23.1) в пределах своей компетенции. Если возникнет необходимость применения более строгого вида наказания - административного приостановления деятельности (ч. 2 данной статьи), - дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 8.12 КоАП РФ
1. В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере использования и охраны водных объектов. Предметом противоправных посягательств, предусмотренных комментируемой статьей, являются водоохранные зоны, т.е. территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности, и прибрежные полосы, т.е. особые защитные участки в пределах водоохранных зон с запретом на осуществление отдельных видов работ.
Целью охраны лесов, расположенных в водоохранных зонах, в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ является предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод.
2. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется совершением действий (бездействия), нарушающих порядок отвода земельных участков и предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.
Данное правонарушение может быть совершено только с умышленной формой вины.
В качестве субъектов ответственности за совершение предусмотренных ч. 1 административных правонарушений могут выступать только должностные лица специализированных государственных органов федеральной исполнительной власти, уполномоченные в установленном законом порядке проводить, согласовывать и регистрировать отвод земель специального назначения.
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается совершением действий (бездействия), нарушающих режим использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов. Такие действия могут выражаться, например, распашкой земель, рубкой и корчевкой лесов, размещением животноводческих ферм без получения соответствующих разрешений и с нарушением процедуры согласования.
Субъектами правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может характеризоваться умышленной и неосторожной формами вины.