Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых либо условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.
Комментарий к статье 8.11 КоАП РФ
1. Обеспечение геологического изучения недр является одной из основных задач государственного регулирования в области недропользования и необходимой мерой для развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
2. Геологическое изучение недр является одним из самостоятельных видов пользования недрами (ст. 23 Закона РФ "О недрах"). Недра могут быть предоставлены в пользование для геологического изучения, т.е. для получения данных о геологическом строении недр, процессах, протекающих в них, выявления и оценки месторождений полезных ископаемых, изучения закономерностей их формирования и размещения, выяснения горнотехнических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр в целях, не связанных с добычей этих ископаемых.
3. Основные правила и требования к геологическому изучению недр закреплены в Законе РФ "О недрах", а также вытекают из Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293. Кроме того, значительный перечень правил и требований применительно к конкретному виду ископаемых (например, железо, олово и т.д.) содержится в правилах, утвержденных ранее МПР России.
Требования по геологическому изучению по каждому участку недр закрепляются в лицензии на право пользования недрами в зависимости от особенностей каждого участка.
4. В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О недрах" в обязанности недропользователей входит ведение геологической документации в процессе всех видов пользования недрами. Осуществление этой обязанности дает возможность иметь представление о состоянии месторождений полезных ископаемых, оценивать деятельность самих недропользователей, причем в первую очередь с позиций наиболее полного, комплексного и безопасного освоения месторождений.
Разновидностью геологической документации является маркшейдерская документация (см. Постановление Госгортехнадзора России от 22 мая 2001 г. N 18, утвердившее Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр).
Недропользователи, осуществляющие геологическое изучение недр, обязаны обеспечить сохранность геологической документации и передачу ее в установленном порядке в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации. Утрата такой документации, а равно утрата дубликатов проб полезных ископаемых и керна (образцы пород, извлекаемых из скважины) является административным правонарушением.
5. К административной ответственности за нарушения, предусмотренные настоящей статьей, привлекаются только те лица, которые в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах" могут быть пользователями недр.
Наиболее типичной является ситуация, когда к ответственности по данной статье привлекаются не обеспечившие соблюдение правил по геологическому изучению недр должностные лица соответствующих организаций. Рядовые работники этих организаций субъектами ответственности признаны быть не могут. В части ответственности к должностным лицам приравниваются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которым предоставлена лицензия на геологическое изучение недр.
6. Субъектами ответственности по данной статье могут быть и сами организации, осуществляющие геологическое изучение недр, в случаях, когда они не приняли всех зависящих от них мер по соблюдению установленных правил проведения работ по геологическому изучению недр.
7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих в пределах своей компетенции государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. ст. 23.22, 23.22.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 8.11 КоАП РФ
1. Одним из самостоятельных видов использования земных недр является их геологическое изучение, что закреплено в ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1.
Под геологическим изучением понимаются получение данных о геологическом строении недр, процессах, протекающих в них, выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, изучение закономерностей их формирования и размещения, выяснение горно-технических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использование недр в целях, не связанных с добычей этих ископаемых.
Правовое регулирование деятельности по геологическому изучению недр осуществляются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 и Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293.
2. Как и в ранее рассмотренных составах административных правонарушений, объектом изучаемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны земных недр как главного источника полезных ископаемых, а также одного из составляющих элементов окружающей среды.
Согласно ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 недропользователи обязаны вести геологическую документацию в процессе всех видов пользования недрами. Осуществление этой обязанности позволяет оценивать состояние месторождений полезных ископаемых, деятельность самих недропользователей с позиций наиболее полного, комплексного и безопасного освоения месторождений.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия (бездействие), связанные с ведением деятельности по геологическому изучению недр без соблюдения требований действующего законодательства, а также утрата геологической документации либо непредставление ее уполномоченным органам, в порядке и в сроки, которые установлены законом.
3. Комментируемой статьей предусмотрен специальный субъект правонарушения, поскольку к административной ответственности за нарушения, предусмотренные настоящей нормой административного права, могут быть привлечены только лица, которые в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 могут быть пользователями недр.
С субъективной стороны изучаемые административные правонарушения могут быть совершены в форме как умысла, так и неосторожности.