Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 6.1 КоАП РФ
1. Объектами данного правонарушения выступают здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Целями данной нормы являются предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний, а также своевременное проведение в отношении больных этими заболеваниями необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
2. Согласно ст. 33 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) больные инфекционными, в том числе и венерическими, заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными, а также лица, являющиеся носителями возбудителей таких заболеваний, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению. В отношении ВИЧ-инфицированных применяются положения Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изм. и доп.). Так, при выявлении ВИЧ-инфекции лицо уведомляется медицинскими работниками об этом, а также о необходимости соблюдения мер предосторожности, чтобы исключить дальнейшее распространение инфекции, и об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения или заражение другого лица (ст. 13). Аналогичная информация предоставляется и больным венерическими заболеваниями.
3. С объективной стороны правонарушение совершается путем бездействия - лицо не сообщает медицинским работникам необходимую для проведения эпидемиологического расследования информацию. При этом надо иметь в виду, что ВИЧ-инфицированный нередко может и не знать время и, соответственно, источник своего заражения. Что же касается лиц, поставленных в опасность заражения в связи с контактами с больным ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием, то это прежде всего члены семьи больного, половые партнеры, а в случае, если больной является наркоманом, употребляющим наркотики внутривенно, - то и партнеры по совместному инъекционному употреблению наркотических средств.
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
5. Субъект - достигшее 16-летнего возраста лицо, которому в результате проведенного медицинского освидетельствования стало известно о наличии у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1). Протоколы о таких правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 19 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 6.1 КоАП РФ
1. Составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, возлагается на должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. При этом отсутствие оснований для проведения такими лицами проверок, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Алгоритм проведения административного расследования по соответствующей категории дел специально разъяснен в письме Роспотребнадзора от 30.03.2010 N 01/4556-0-32 "О применении норм КоАП при проведении административного расследования в связи со вступлением в силу Федерального закона N 380-ФЗ".
2. Действующим законодательством предусмотрены следующие основные меры, направленные на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации:
- добровольное медицинское освидетельствование лиц на предмет наличия у них ВИЧ-инфекции;
- обязательное медицинское освидетельствование на предмет наличия ВИЧ-инфекции доноров крови, биологических жидкостей, органов и тканей;
- обязательное медицинское освидетельствование работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;
- обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции лиц, находящихся в местах лишения свободы;
- запрет на выдачу визы на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, при непредставлении ими сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции;
- депортация иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае выявления у них ВИЧ-инфекции;
- установление и реализация гарантий медицинской и социальной помощи ВИЧ-инфицированным лицам.
3. Следует иметь в виду, что в силу сложившейся правоприменительной практики не исключается проживание на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, у которых обнаружена ВИЧ-инфекция, с разрешения правоприменительного органа или суда и при условии, что такие лица не скрывают факта наличия у них ВИЧ-инфекции. Соответствующее решение может быть принято исходя из гуманитарных соображений и с учетом семейного положения, состояния здоровья и иных исключительных, заслуживающих внимания обстоятельств (см. подробнее Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 N 155-О).
На необходимость учета указанных обстоятельств обратил внимание и Европейский суд по правам человека в деле "Киютин (Kiytin) против Российской Федерации".
Заявитель, гражданин Узбекистана, являлся мужем российской гражданки, владел домом и земельным участком на территории Российской Федерации. В августе 2003 года обратился за разрешением на временное проживание в Российской Федерации, однако получил отказ, поскольку по результатам проведенного медицинского освидетельствования у него была выявлена ВИЧ-инфекция. Впоследствии обращался в Северный районный суд г. Орла с заявлением об обжаловании решения управления Федеральной миграционной службы по Орловской области, но получил отказ по аналогичным основаниям. Орловский областной суд отказал в возбуждении надзорного производства.
Удовлетворяя жалобу, Европейский суд по правам человека пришел к выводу о том, что заявитель явился жертвой дискриминации по признаку состояния здоровья при решении вопроса о праве на временное проживание в Российской Федерации. Было отмечено также, что власти России не привели убедительных и объективных доводов, свидетельствующих о том, что цель охраны здоровья населения могла быть достигнута путем запрета проживания заявителя на территории страны. По делу было установлено нарушение ст. ст. 8, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (жалоба N 2700/10, Постановление от 10.03.2011).